В этом номере Студенческой Правды:

СП №26

Боец навсегда: Назаров Владимир Васильевич
Встреча студентов МГТУ с ректором.
Высшее образование: бакалавриат или специалист
«Мы обязательно встретимся, слышишь меня?..»
СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕССА 2004
Отчисление из вуза студента-наркомана не выход из положения
Артем Юхин: «Я создатель технологии, и я из России»
А кто у нас на разогреве?
МГТУ им. Н.Э. Баумана – исследовательский университет
Дневник бауманской студентки
Мои грезы – моя печаль
Первенство

Боец навсегда: Назаров Владимир Васильевич

Студенческий строительный отряд – это не выезд на картошку и не работа «нахаляву», как считают многие. Студенты действительно едут работать, но за вполне ощутимые деньги. В течение полутора месяцев они вкалывают в северных районах нашей страны, знают, что такое полярный день и вечная мерзлота. Вернувшись домой, обещают себе, что больше никогда туда не поедут, но на следующий год снова приходят к своим командирам, записываются и едут работать. Тот, кто никогда не был в стройотряде, не поймет какое это испытание себя на прочность, какая это романтика и как это затягивает.

Командира бауманского ССО «Кристалл» Владимира Назарова движение студенческих стройотрядов затянуло на 36 лет.



Владимир Васильевич, сейчас заведующий лабораторией РЛ-4, поступил в МГТУ им. Н.Э. Баумана в 1966 году на факультет приборостроения и уже на 3-м курсе поехал бойцом стройотряда на Таймыр. В этом году исполняется 45 лет движению студенческих строительных отрядов и 5 лет возглавляемому им ССО «Кристалл».



СП: Владимир Васильевич, как вы первый раз попали в стройотряд?



-Тогда это было вообще новое движение. Организовывался дальний выездной отряд на таймырское направление в Норильск. Командирами были шестикурсники, и я их уговорил взять меня с собой. Все поехали туда в первый раз, ничего не умели, ничего не знали, никто не имел представления о том, что такое вечная мерзлота. Рыли траншеи, котлованы, строили заборы. В Норильске нет ни одного объекта, на котором бы не работали студенты-бауманцы. В то время я получал зарплату в 570 рублей, а инженер 100-110 рублей.



СП: И с тех пор вы каждый год ездили со стройотрядами?



- Да, почти каждый год, всего 33 раз. Первые два года - рядовым бойцом, потом бригадиром, мастером, старшим мастером, главным инженером, и, наконец, командиром.



СП: Такая иерархия сохранилась до сих пор?



- Конечно. Почти невозможно поехать сразу командиром, потому что ему прежде всего надо уметь работать с людьми, ведь студенты – «тяжелый» народ. Сегодня мало кто хочет работать, но все хотят денег и чем больше, тем лучше. А желания чему-то научиться и именно работать как такового нет. Поэтому командиру, вместо того, чтобы заниматься организационными вопросами, приходится ходить на стройку как прорабу, как мастеру, показывать, рассказывать.



СП: В истории движения стройотрядов был перерыв в несколько лет. Почему так получилось?



- Движение остановилось в 1993 году в связи с государственными реформами. Прием студентов на стройплощадки тогда стал не выгоден для заказчиков. Эта ситуация изменилась лишь после встречи ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана Игоря Борисовича Федорова с выпускником Калужского филиала МГТУ им. Н.Э.Баумана Завальным Павлом Николаевичем, генеральным директором Тюменьтрансгаза. В результате этой встречи было принято решено возобновить движение ССО. Меня в 2000 году попросили возглавить новый стройотряд. Так и началось возрождение.



СП: Что из себя сейчас представляет ваш стройотряд?



- «Кристалл» работает на севере Тюменской области, занимается строительными работами. Каждый год в нем работают около 100 человек.



СП: Сколько же в среднем сейчас получает боец за полтора месяца работ?



- Самый популярный и ожидаемый вопрос от студентов: «Сколько я получу?». На это хочется ответить: «А что ты умеешь? Ничего? Тогда надо сначала поехать, научиться чему-нибудь, работать, а потом получать». В этом году ребята получили в среднем 20000 рублей. Вообще стройотряд – проверка на вшивость во многих планах.



СП: В чем же еще заключается эта проверка?



- ССО – это не просто заработок денег, а испытание себя на прочность, проверка способностей, моральных качеств. За студентов ведь все продумывают, бесплатно привозят, селят, кормят, одевают, их дело – приспособиться к ситуации и к обществу, которое там собралось. Вот, например, в моем отряде существует жесткая дисциплина в отношении спиртных напитков, проще говоря, сухой закон.



СП: Какие еще запреты в вашем стройотряде?



- Больше нет и не может быть никаких запретов. Потому что ребята и так во многом ограничены. В 7 встают, в 8 утра уже на работе, в 8 вечера заканчивают, в 21:00 - в общежитии, пока поедят – уже полдесятого. В 11 им надо лечь, чтобы утром хотя бы проснуться. Работа тяжелая, по 12 часов. Они постоянно недосыпают, устают.



СП: А есть ли у студентов выходные?



- Выходные раз в две недели. В этот день они могут отоспаться, сходить в город. Имея большой стройотрядовский опыт, в ночь перед выходными я не делаю в 11 вечера отбой: пойте, отдыхайте, играйте, чай пейте. Хоть всю ночь. Моя маленькая командирская хитрость в том, что они просидят всю ночь, к утру все уснут и до часа проспят – это точно. Половину выходного дня бойцы проведут, таким образом, в лагере, значит, я буду спокоен, что они все на месте. Потому что самые неприятные дни, связанные с сухим законом, – это именно выходные дни.



СП: Курьезы случаются в вашей работе?



- Один из самых смешных в прошлом году произошел. Опять же с сухим законом связан. За время моей стройотрядовской работы не было ни одного года, чтобы кого-нибудь не отчислили за нарушение сухого закона. Хотя я всегда рассказываю на собраниях перед выездом, подсказываю, что если уж пить, то как. Все равно попадаются. Не бывает таких стройотрядов, в которых студенты не пьют.



В тот день я после работы лег спать поздно. Вообще в комнату командира без стука никто не входит, ее стараются все обходить и на глаза не попадаться. А тут я только уснул - дверь открывается. Сплю-то чутко: просыпаюсь. Входит боец в трусах, подходит, меня толкает и говорит: «Подвинься». У меня такого случая еще не было, понял, конечно, все, но подвинулся. Он сначала хотел сесть, потом передумал, прошел вдоль стенки комнаты, подошел к окну, и тут понял, что комната не его. А я уже сижу. В моей комнате спал замкомандира, тот уже от смеха давится. Но потом я его остановил, стали с ним разбираться…



СП: Вы сказали, что рассказываете студентам на собрании как пить. Можно поподробнее?



- Ребята, когда пьют, любят чокаться кружками. Как будто шампанское пьют. Держатся за ручки кружек – стук очень звонкий, громкий. Командир даже если спит, может услышать. Но если браться за кружку сверху, накрывая ее ладонью, звук будет глухой, и никто не услышит. Также, если выпил, то ложись спать, не попадайся на глаза. Кто не спрятался, я не виноват.



СП: Работа студентов на стройке все же связана с определенным риском. Наверняка случаются какие-нибудь травмы?



- Не без этого: случаются и ушибы, и растяжения, пальцы иногда ломают. Смертельных случаев на моей памяти только два: в 80-х годах еще были. Один парень полез на гору за цветочком эдельвейс для девушки, сорвался и разбился насмерть. Другой на высоте с горячим битумом работал, тоже сорвался, разбился. Отличником был, кстати.



СП: Врачи есть в вашем отряде?



- Врачей нет. Стройотряд не профилакторий. Если заболел, насморк, температура, кутайся, лечись, но на работу выходи в любом случае.



Кроме работы со стройотрядами, Владимир Васильевич занимается подготовкой к празднованию 175-летия МГТУ. Вообще, почти вся его жизнь связана с Бауманкой: 38 лет посвятил Владимир Назаров университету. Всех его наград не перечесть: ветеран труда, ветеран МГТУ, почетный работник высшего образования… А полтора месяца назад Владимир Васильевич стал дедушкой, с чем мы его и поздравляем.

Желаем дальнейших успехов в деле возрождения ССО.



Лилия Баграмова

      >>>


Добавить комментарий:
Представьтесь:

Оставьте своё мнение: