"И"  "ИЛИ" 

Официальный сайт "СП"
Главная
Архив номеров
Письмо в редакцию
Форум
О газете
Информация
Концепция
Контакты
Рекламодателям
Услуги
Сеть распространения
Наши клиенты
Интересно
Молодёжное законодательство
Электронная музыка
СМИ для молодёжи
Работа для студентов
Cсылки
 
Наш опрос

Ваше мнение о газете "Студенческая Правда"


Очень интересная газета
Есть полезная информация
Хотелось бы получше

В этом номере Студенческой Правды:

№24 от 2.11.04

В МГТУ умеют не только быстро думать, но и быстро ездить!
"Мне достаточно полстакана, а тебе - одной таблетки" ((с) "Сплин") 
Искусственная культура
Специальный репортаж:"ЧЕРНЫЕ КОПАТЕЛИ"
На карманные расходы
Студент 21 века
Год за минуту
Моя профессия - стриптизер

Специальный репортаж:"ЧЕРНЫЕ КОПАТЕЛИ"

   Первые осенние морозы пока еще не сковали почву, но официальный археологический сезон уже закрылся. Пришло время неофициальных экспедиций.
   "Черные копатели" выезжают на места боев Великой Отечественной Войны и начинают зондировать почву. Цели у этих людей разные: заработать на военных реликвиях, пополнить собственную коллекцию или удовлетворить любопытство.
   На прошлых выходных, я вышел
на группу так называемых "черных копателей" и назойливо навязался к ним в экспедицию. Руководитель группы Василий - студент археологического факультета. Он занимается раскопками три года из профессионального интереса. В арсенале у "копателей" - армейский дозиметр, чтоб измерять радиационный фон, саперная лопатка для раскопок, и, конечно, металлоискатели.
   Простенький металлоискатель можно собрать самому, имея небольшие познания в радиоэлектронике. "В специализированных магазинах продаются готовые детали со схемами для сборки. Все это обойдется не больше шестисот рублей. Однако у такого металлоискателя небольшой радиус действия," - рассказывает Матвей в движущейся на юг Подмосковья электричке. Все одеты в пятнистый камуфляж, из-под сиденья торчит маленькая лопата и металлоискатель в зеленом чехле. Сидящий напротив дед-дачник, спрашивает: "Вы в саперных войсках служите?". "Нет, мы картошку едем копать," - отвечает Ваня, хотя сезон огородных раскопок закончился два месяца назад.
   Хоть ребята и действуют самостоятельно, но "черными копателями" их назвать сложно. Ваня говорит, что все что нашли, идет не на продажу, а в музеи и личные коллекции. "А оружие у тебя есть в коллекции?" - не удержался я и спросил его. "Есть ржавый револьвер, штык от винтовки, граната. Сам понимаешь, оружием это сложно назвать".
   Отъехав 80 км от Москвы, мы выходим на пустынный полустанок и пересаживаемся на автобус, идущий до деревни С. (по этическим соображениям название деревни не привожу).
   За окном старого "Икаруса" показался мемориал: белая стена с изображением советских воинов и две пушки. Здесь в 41 году Советская Армия остановила немецких оккупантов на пути в Москву. Матвей поясняет: "Под мемориалом рыть не будем, чтоб не кощунствовать"
   Я поинтересовался у Васи: "А как здесь обстоят дела с милицией?". "Издеваешься, здесь один участковый на 10 кв. километров, да и то, наверное, давно спился".
Недалеко от остановки, в типичной русской избе располагался музей ВОВ. Я решил было войти, но наткнулся на запертую дверь. Рядом с избой сидел интеллигентный старичок с белой бородой и покуривал ароматный табак. Познакомились. Старичок оказался местным краеведом Михаилом Сергеевичем Коршуновым и по совместительству директором музея.
   Михаил Сергеевич, признался, что в музее много интересного: немецкие каски, офицерские жетоны, винтовки, остатки снарядов и т.д. Краевед поведал мне, как двадцать пять лет назад пошел в лес и обнаружил торчащий в земле хвост бомбы: "Целая была, я точно знаю. Замаскировал ржавую старушку ветками и побежал саперов вызывать. Потом поползли слухи, и в эти края потянулась молодежь с металлоискателями".
   Позже Вася рассказал мне, что в деревне половина жителей занимается раскопками. Кто за бутылку водки, кто за серьезное вознаграждение. А в музее безделушки малоценные остались, потому что все продали. В среднем жетон немецкого офицера на черном рынке можно продать за 300 у.е.
   "Тот участок мы "прочесали" в прошлые выходные, пойдем теперь в этот лес", - говорит Ваня и показывает на торчащие вдали макушки деревьев, перед которыми бескрайнее поле. На поле светиться не стали, пробирались часа два по зарослям.
   Внезапно на нашем пути возникла небольшая воронка, метра три в радиусе. Это был первый след боев на нашем пути. Размеры ямы не от авиабомбы точно, скорей, граната взорвалась. Ребята достают из брезентовых чехлов металлоискатели и расходятся в разные стороны. Увы, стрелки на приборах даже не шелохнулись. Либо пусто, либо до нас вырыли. В этом деле, как в лотерее - шансы на успех не велики. По дороге к оврагу мы встретили несколько полос окопов, в которых металлоискатели молчали гробовой тишиной. Увидев овраг и протекающую по нему речку, Саша нанес объект на самодельную карту. Это идеальное место для поиска, потому что в овраге шли бои и это отличное место укрытия и атаки. Измучившись поисками, я верил в обнаружение находок все трудней, пока мы не спустились на дно оврага.
   Неожиданно Саша, отложив металлоискатель, закричал: "Мужики, сюда!". Затаив дыхание, мы рванули на крик, поскальзываясь на мокрых листьях. Вася, как обладатель самого надежного идентификатора металла, опустил прибор на землю. Все увидели, как стрелка вздрогнула. Тут же он определил глубину предмета в 35 сантиметров и сказал, что находка будет не больше консервной банки. Долго не раздумывая, Ваня копнул три раза лопатой и принялся ворошить свеженькую землю. В грунте показался треугольный кусочек железки. Это был осколок снаряда. Ладно, где шипы, там и розы. Идем дальше.
   Следы хоть и небольшой, но раскопки, ребята замели, чтоб никто не видел. Осторожность в лесу - это залог собственной безопасности. С настоящими "черными копателями" лучше не встречаться. Им не нужны ни конкуренты, ни лишние свидетели. Поэтому продвигаемся среди березок тихо, как мыши, и оглядываемся по сторонам.
   "Черные археологи" варвары по натуре, они не копают, а разоряют. Вася и его команда в прошлом году в Псковской области видели результат таких раскопок: перекопанные десятки метров земли, как будто прошел бульдозер, и разбросанные фрагменты человеческих скелетов.
   Тем временем стрелка прибора снова зашевелилась, и лесную тишину нарушили короткие писклявые звуки. "Какая глубина?" - спрашиваю я. "Да не большая, мы же не динозавров ищем. Находки периода ВОВ покоятся, как правило, на глубине не больше метра,"- констатирует Матвей. Вонзив лопату на целый штык, Вася откидывает солидный кусок земли в сторонку. Надев перчатки, он вытаскивает почти новенькую гильзу. Хоть она и пустая, но это уже посерьезней находка. Копатель бережно заворачивает патрон в платок и прячет во внутренний карман. Надеюсь, что за судьбу этой находки можно не беспокоится.

Павел Безруких

P.S. Перед выездом я зашел на тематический форум и опубликовал объявление: "Продам немецкую каску 41 года". Когда я вернулся, насчитал четыре ответа, в которых предлагалось заплатить за артефакт от 500 до 550 у.е. Специалисты утверждают, что цены явно занижены. Скорее всего суммы назначены посредниками, которые перепродают реликвии с существенной наценкой.


<< Предыдущая статья    Следующая статья >>

Ваше мнение об опубликованном материале:

Представьтесь:

Spravda.ru (C) - СМИ для молодежи и студентов. Газета "Студенческая Правда".
Перепечатка материалов только со ссылкой на spravda.ru