"И"  "ИЛИ" 

Официальный сайт "СП"
Главная
Архив номеров
Письмо в редакцию
Форум
О газете
Информация
Концепция
Контакты
Рекламодателям
Услуги
Сеть распространения
Наши клиенты
Интересно
Молодёжное законодательство
Электронная музыка
СМИ для молодёжи
Работа для студентов
Cсылки
 
Наш опрос

Ваше мнение о газете "Студенческая Правда"


Очень интересная газета
Есть полезная информация
Хотелось бы получше

В этом номере Студенческой Правды:

№22 от 30.08.04

Первая заповедь студента - не пропускай занятия
Мы вам писали…
МОЙ дом, МОЯ крепость – все МОЁ
Пережившие «Нашествие»
Олимпийские игры
Воздушная феерия
Архитектура агрессии. Город зла?
Кровь и шелк

МОЙ дом, МОЯ крепость – все МОЁ

   Частная собственность означает бесконтрольное распоряжение человеком той или иной вещью, деньгами, самим человеком или его способностями. Что движет этим стремлением разделять и властвовать? Человек не просто приобретает, отдавая за вещь деньги. Частная собственность - это социальный институт, а все институты созданы на основе какого-нибудь чувства, которое, как правило, завуалировано.
   В эпоху капитализма, разные учения-теории-концепции предлагают свои объяснения и причинно-следственную связь собственности. К примеру, традиционное мировоззрение исходит из одушевленности мира, из того, что каждая вещь также обладает своей душой, своим именем и, следовательно, индивидуальностью, и даже своей судьбой. Истории с кольцом Нибелунгов, мечом Артура, толкиеновским кольцом Всевластия тому подтверждение - вещам давалось имя, а вместе с тем и предназначение; попав в руки нового владельца, именные вещи приносили несчастья.
   Традиционалисты объясняют стремление буржуа владеть как можно большим количеством вещей, которые становятся его собственностью в результате банальной покупки, как патологичное и примитивное восприятии вещи. Вещь для него не живое существо со своей судьбой и именем, неразрывно связанное с судьбой тех или иных людей, вещь для него - мертвый объект. Буржуазное мировоззрение, в том числе и экономическая его часть строится на меонизме - доктрине, омертвляющей мир. Вывод: частная собственность пример огрубления и материализации мира и человека.
   Со средневековьем всё ясно: деньги имеют сакральное значение, отсутствие нынешней капиталистической профанации вещи, но самое чувство собственности ведь намного древнее. Вряд ли первобытные охотники чистосердечно делились добычей с любым желающим: - Не желаете ли кусочек? А попробуйте у ребенка забрать пупса: он всеми своими голосовыми возможностями связок даст понять, что произошло вторжение в частную собственность. Так что, для трактовки чувства и явления собственности традиционалисты далековато устремляют параллели.
Науку обращения с собственностью нам дают родители. Сын получает в подарок коллекционную модель автомобиля. Казалось бы, нет предела счастью, но ребенку тут же делают наставление "хранить как зеницу ока, иначе…" Вещь вроде бы и "его", но её сохранность и целостность - на совести ребёнка. Получается, что чем ценнее подарок, тем больше ответственность. Удовольствие от "такой ни у кого нет" соседствует со страхом "ни дай Бог, сломаю - родители шею свернут".
   Итак, собственность - это то, что доверено нам теми, кого мы боимся. В первую очередь это наши родители. При этом смерть родителей не освобождает нас от страха перед ними, а только усиливает его: мы боимся смерти, поэтому боимся и мёртвых; мёртвые же родители являются авторитетом особой силы. А дальше, что называется из поколения в поколение. Помимо родителей в роли сильных мира сего выступают власти, Бог, и проч. Врученное нам на сохранение то, что нам приказали хранить, угрожая "в случае чего" карами является крайним, предельным проявлением "чувства собственности".
   Если же собственность появляется случайно или родители не заинтересованы в сохранности подарка, то радость от владения быстро испаряется. Сегодня сын не выпускает из рук игрушку, даже спит с ней, а завтра она надоедает, и ее обломки красуются в песочнице. Причем желание избавиться от надоевшего, выбросить его - ничуть не слабее, чем желание к сердцу прижать. Желание потребить - и тут же отбросить "употреблённое". За своё мы держимся и чувствуем определённую власть над своими вещами. Хочу - имею, а не хочу - выкину. Жажда отделаться от собственности столь же древняя, как и сама собственность. Поразительно, но институт собственности являет собой исключительную амбивалентность: с одной стороны люди с самоотверженностью защищают имущество от любых посягательств, с другой - страстно желают его уничтожить. Либо ввиду бесполезности, либо ввиду желания избавиться от обязательств. Режиссер Д. Финчер обыграл эту амбивалентность в диалогах фильма "Бойцовский клуб"
   Следующая категория собственности - "ничье". К "ничьему" или "общему" мы относимся даже не равнодушно, а с каким-то презрением. Ничьё или общее - как грязь под ногами: с ним можно обращаться как угодно, его можно топтать, ломать, портить, что доставляет несказанную радость. Особенно возбуждает такие чувства вещи, демонстративно ничьи-общие. Например, подъезды, где стены являют собой пример людского отношения к "ничьему". Ряд можно продолжать бесконечно.
   Далее - "просто чужое", то есть неизвестно чьё, но чьё-то. К чужому мы относимся настороженно и с опаской. Рвать яблоки в чужом саду чревато неприятной встречей со сторожем. Иногда мы соблазняемся кражей или порчей чужого, но стараемся делать это осторожно - проткнуть шину автомобиля и убежать.
   Имущество друзей и врагов. Имущество врага приятно уничтожить или присвоить себе, поскольку и то и другое его унижает. Причем, чем лучше и красивее выглядит вражеская собственность, тем слаще его испоганить. Напротив, имущество друзей мы ценим "почти как своё".
   Со следственной связью более или менее всё ясно, но зачем нам нужно иметь эту собственность, каковы причины?
   Первое: иметь собственность предусмотрительно. Сегодня мне не больно охота горбатиться на работе круглыми сутками в надежде скопить на крышу над головой, но завтра эта крыша укроет меня от дождя. Автомобиль необходим, потому как сила в ногах невечная и тому подобное. Плюс ко всему предусмотрительность повышает самоуважение: "я волевой человек, ведь я мог бы съесть это зерно, но я сберег на всякий-пожарный"
Вторая причина устойчивого желания иметь собственность - это людской почёт. Совсем ничего не иметь - унизительно, а унижение слишком сильно разъедает душу, чтобы его терпеть.
   За "просто хранением" собственности следует стадия накопления. Накопление или сколачивание имущества - это, образно говоря, сверх-сохранение, т.е. необходимо не допустить порчи и утраты вещи и обезопаситься от возможного ущерба. Накопление предполагает некий избыток, но создаваемый не от жадности, а на чёрный день и пожарный случай.
   Если накопление предполагает собой сбережение вещи без её употребления, то идея приумножения собственности (что уже является собой экономику) практикуется в целях сохранения и накопления той же собственности - но через её расточение. Это уже продвинутое накопление. Собственность необходимо потратить, чтобы оно дало прибыль. Зерно должно быть положено в землю и истлеть, чтобы принести урожай. Приумножение - это потеря, но потеря вознаграждаемая. Однако накопление-приумножение требует отказа себе в чем-то, иногда даже приложения усилий для поддержания имущества в порядке. Так что систематическое владение имуществом приносит не только радость, но и страдание.
   Подводя итог всему вышесказанному, нелишне напомнить, что беден не тот, у кого мало, а тот, кто хочет большего.

Каплунова Екатерина

<< Предыдущая статья    Следующая статья >>

Ваше мнение об опубликованном материале:

Представьтесь:

Spravda.ru (C) - СМИ для молодежи и студентов. Газета "Студенческая Правда".
Перепечатка материалов только со ссылкой на spravda.ru