В этом номере Студенческой Правды:

СП №19

Колонка редактора
Отец московской молодежи
Забытый факультет
XII Международный форум «Карьера»
МиСС Очарование - 2004
С тараканами в голове
Нужны ли лекции современному студенту?
Клупп Удафа
Открытие радиотехнической лаборатории кафедры “Радиолокационные системы и устройства” в МГТУ им. Н.Э. Баумана
Молодые дизайнеры создали свой образ современника
Поколение Воинов
Новейшая история. Дискотеки
SMS - это вам не игрушки
Письмо в номер

Нужны ли лекции современному студенту?

    Лекция – систематическое устное изложение предмета - в высшей школе во все времена считалась важной формой обучения студентов. Ректораты и деканаты постоянно вели и ведут борьбу с пропусками лекционных занятий, требуя от студентов обязательного их посещения и вводя самые строгие санкции за прогулы. В настоящее время этот вопрос особенно актуален. Современный студент, обладающий не только большими социальными свободами, но и обременённый различными проблемами, оказывается включенным в орбиту многих дел: совмещение учебы с работой, участие в различных организациях, в клубах по интересам, личностное самовыражение и пр.. Как правило, возникающие при этом различного рода нестыковки студент склонен разрешать за счет учебных занятий (в большей степени, лекций).
    Устоявшееся утверждение о том, что лекции пропускать плохо, знакомо каждому. Изменилось ли что-то в настоящее время? Чтобы проверить это, в нашем университете на факультете Машиностроительных технологий мною совместно со старостами учебных групп (Аутлевой Б., Бирюковой Д., Моткиным Д., Елисеевым В.) под руководством доцента кафедры физики, к. т. н. А.В. Купавцева было проведено детальное исследование влияния пропусков лекций на качество знаний студентов (оценку за семестровый экзамен по научной дисциплине). Учебная дисциплина – общий курс физики, семестр – 3, число студентов в лекционном потоке – 95 (5 групп). На гистограмме рисунка 1 показано общее распределение студентов по результатам сдачи экзамена. В целом это распределение напоминает характерное для таких явлений распределение Гаусса, свидетельствующее о том, что отобранный для исследования лекционный поток является типичной выборкой.
    Детальный анализ исследования, представленный гистограммами на рисунках 2-7, позволяет судить о качестве сдачи экзамена студентами, пропустившими различное число лекций: не боле 3 лекций, от 4 до 7, от 8 до 11, от 12 до 15, от 16 до 19 и от 20 до 22. Студенты, посетившие практически все лекции, имеют самый высокий процент хороших и отличных оценок, двойки и тройки среди них – явление редкое и, вероятно, имеет другие причины. В этой группе нет студентов, не допущенных к экзамену.
    Среди студентов, пропустивших приблизительно треть (4-7) лекций, сократилось количество четверок и пятерок, и возросло количество троек, а также уверенно появились «неуды» и «недопуски» к экзамену.
    Студенты, пропустившие более трети учебных лекций, в основном, получают «удовлетворительно» и активно подпитывают группу не допущенных к экзамену. Отличные оценки только у одного студента, а случаи получения оценки «хорошо» следует отнести к разряду случайных.
    Эти выводы подтверждаются и другим расчетом – расчётом среднего числа лекций (рис 8), пропущенных студентами, получившими на экзамене «отлично», «хорошо» и т. д. Среднее число пропущенных лекций у пятерочников составляет 3,75 лекций, у получивших «хорошо» - 4,8 лекций, у троечников – 6,14 лекций, у двоечников и не допущенных – 8,2 лекций (около 40% всех лекций), что совпадает с результатами предыдущего анализа.
    Интересную информацию можно извлечь из расчета среднего балла, который может получить на экзамене студент, отсутствующий на той или иной части лекционного курса (рис 9): средний балл у студентов, пропустившие единичные (1-2) лекции, приближается к 4, у тех, кто отсутствовал на 3-5 лекциях, средний балл на экзамене – 3,17; у тех, кто пропустил 6-8 лекций, средний балл составляет 2,5, кто пропустил 14 и больше лекций, попадает в группу не допущенных к экзамену вообще. Общий вывод из представленных результатов таков: чтобы уверенно получить оценку выше «удовлетворительно» нельзя пропускать более 5-7 лекций.
    Из представленных данных вытекает, что свою оценку на экзамене студент потенциально предопределяет своим посещением лекционных занятий. Естественно, сделанные выводы относятся не ко всем абсолютно, а распространяются только на основную массу учащихся.
    Полученные количественные оценки влияния лекционных занятий на результаты семестрового экзамена по научной дисциплине еще раз демонстрируют исключительную роль лекций в достижении хороших результатов учебы. Надеюсь, эта информация поможет студентам более серьёзно отнестись к этой, казалось бы, не активной форме обучения, которую иной раз и пропустить-то нестрашно, а преподавателям - внимательнее к своему профессиональному мастерству и исключительной ответственности, которые необходимы лектору учебной дисциплины в вузе.

Анна Гуторова
<<<      >>>


Добавить комментарий:
Представьтесь:

Оставьте своё мнение: