"И"  "ИЛИ" 

Официальный сайт "СП"
Главная
Архив номеров
Письмо в редакцию
Форум
О газете
Информация
Концепция
Контакты
Рекламодателям
Услуги
Сеть распространения
Наши клиенты
Интересно
Молодёжное законодательство
Электронная музыка
СМИ для молодёжи
Работа для студентов
Cсылки
 
Наш опрос

Ваше мнение о газете "Студенческая Правда"


Очень интересная газета
Есть полезная информация
Хотелось бы получше

В этом номере Студенческой Правды:

СП № 25

Он добрый. Он ректор МГУ.
Илья Ильин – мушкетер ректора
Человек - легенда
Посвят
Бауманцы об МГУшниках
МГУшники о Бауманцах
Калашникову – 85!
Мы – фанаты.
Моя профессия – клубный диджей.
“Марья Ивановна” под забором не валяется
Мои грезы – моя печаль
СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕССА 2004
Дружба по-французски
Дневник бауманской студентки
Письмо в номер
Анекдоты на страницах СП

Человек - легенда

Сейчас повсеместно происходит возрождение движения Студенческих Строительных Отрядов. Воссозданное по инициативе студентов, оно сразу стало влиятельной общественной силой. Прошедший недавно в Москве форум студенческих строительных отрядов это наглядно подтвердил. Одним из первых участников Движения был студент физфака МГУ Сергей Литвиненко.

СП: Сергей Филиппович, расскажите о том, как все начиналось?

С.Л.: С 56 до 58 года существовала практика массовой посылки студентов из каждого вуза на целину. Причем в принудительном порядке. Это были те же самые поездки на картошку, только за тысячи километров от родного дома. Они были слабо организованы. Проблем хватало: нехватка питания, нулевой заработок и достаточно сложные санитарные условия.
В 59 году на целину выехал только один отряд с физического факультета МГУ, в составе которого был и я. Мы очень серьезно готовились, заключили договор с одним из ПТУ, ребята учились плотницкому делу, девчонки штукатурному делу. И вот, такой подготовленный отряд выехал на целину, на север Казахстана. И результат превзошел все ожидания. На следующий год уже два факультета поехали, а в 1961 поехал весь университет. Был создан сводный отряд в 1100 человек и Кургальжинский район был полностью охвачен.
В 62 году инициативу подхватили и в МВТУ. А с 63 года началось саморазвитие отрядов. Потом мы создали свою газету. И стало уже ясно, что шутить со студентами нельзя.

СП: Какие меры поддержки, в частности льготы, сейчас особенно необходимы студенческим отрядам в настоящее время?

С.Л.: Сейчас нужно говорить не о льготе, а о системе мер на время работы. Это должна быть система, стимулирующая работу студента. В свое время было принято решение и сокращены нормы выработки для бойцов стройотрядов на летний период.
С другой стороны, крупные министерства владеют значительными объемами работ, которые зачастую не достаются студентам. Поэтому вопрос квотирования доли студентов очень важен. Я, выступая на Всероссийском Форуме студенческих отрядов, поднимал этот вопрос.

СП: Что такое лично для вас ССО?

С.Л.: Для меня ССО значит очень много, да и не только для меня. Не пройдя в ранние годы школы студенческого строительного движения, я вряд ли бы потянул в дальнейшем работу руководителя конструкторского бюро. Я получил там хорошую закваску.

СП: Скажите, а нынешние бойцы ССО часто к Вам обращаются за советом?

С.Л.: Командиры стройотрядов обращаются часто. Я в хороших отношениях с московским штабом ССО. Так получилось, что я, вместе с отрядами, работаю на протяжении многих лет. Например, через 20 лет после создания первого студотряда мы собрались, сорокалетние, и приехали в тот же совхоз. Построили улицу, детский сказочный городок и зерносклад. Прошло еще десять лет, в 88 мы поехали со своими детьми. Отряд так и назывался «отцы и дети». Опять в тот же совхоз. Опять построили улицу, отремонтировали сказочный город.

СП: Курьезы во время целинных экспедиций были?

С.Л.: У нас говорили, что один пункт Устава ССО написан кровью – это сухой закон на территории проведения работ. Связано была подобная суровая мера с тем, что основной процент несчастных случаев происходил, когда люди были в нетрезвом состоянии. Она была принудительной. И мы в 1959 году жесточайшим образом ввели сухой закон. В Уставе было записано, что сухой закон действует на территории целинного края. И вот, четыре студента-бауманца решили посидеть, отметить какое-то событие. Совхоз находился на краю территории целинного края. Границей служила небольшая речушка. Студенты на противоположном берегу реки постелили пару полотенец, бутылочку поставили, закусочку. Нырнут, по рюмке выпьют и назад переправлялись чрез речку - уже в целинном крае. Таким образом они не нарушали пункт Устава. Нам пришлось менять устав.
Другой случай. В университете им. Патриса Лумумбы (нынешний РУДН – прим. Е.К.) были сильные многонациональные отряды. У них была такая традиция: когда кончалась первая половина экспедиции, а вторая половина срока была еще впереди, то происходило тщательно разрабатываемое всю первую половину срока «восстание». Свергался командир, комиссар и завхоз. Их сажали в темную. И вечером устраивался суд. Более справедливой и объективной критики я не слышал нигде. И на полном серьезе, с помощью юристов шел суд. В полночь власть восстанавливалась. Причем, иногда приговор суда был: казнь. Одного командира вешали. Тут был использован киношный трюк: брался провод, пропускался под одеждой так, что позволял удерживать человека в подвешенном состоянии, но сам провод при этом виден не был. На шею «осужденному» накидывалась петля и палачу давалась команда повесить. Зрелище, я Вам скажу потрясающее.

Беседовал Евгений Колобов

<< Предыдущая статья    Следующая статья >>

Ваше мнение об опубликованном материале:

Представьтесь:

Spravda.ru (C) - СМИ для молодежи и студентов. Газета "Студенческая Правда".
Перепечатка материалов только со ссылкой на spravda.ru