|
9 апреля 2004 года |
СП №18
|
|
Он сказал: “Поехали!..”, и махнул рукой
|
|
12 апреля 1961 года сбылась фантастическая мечта всего прогрессивного человечества: в 9 часов 07 минут мощная ракета с космическим кораблем “Восток” оторвалась от стартовой площадки. По громкой связи прозвучало знаменитое: “Поехали!” Свершилось: человек разорвал оковы земного притяжения и полетел в космическое пространство. Этим человеком стал Юрий Алексеевич Гагарин - гражданин СССР.
При запуске корабля, в отличие от принятой практики, персонал не эвакуировали со второй площадки на восемнадцатый километр. С. П. Королев пошел на это нарушение правил безопасности, по-видимому, для того, чтобы психологически поддержать космонавта демонстрацией уверенности в успешном исходе запуска.
Волновался ли Ю. А. Гагарин? Все отмечали его отличное, ровное настроение в день старта. Но вот то, что показало измерение пульса на разных стадиях подготовки, старта и полета, в определенной степени было связанно с эмоциональным состоянием космонавта. За четыре часа до старта - пульс 65 ударов в минуту, за пять минут до старта - 108, на участке выведения - в конце первой минуты - выше 150, к концу участка выведения - опять 108. В момент включения тормозной двигательной установки и при начале входа в атмосферу - 112. Во время полета в невесомости частота пульса была 97 ударов в минуту.
В процессе выведения на первых секундах полета был временный небольшой сбой в связи, который заставил всех поволноваться. Связь восстановилась. Конечная скорость выведения оказалась несколько больше расчетной, поэтому специальная группа поддержки сразу же приступил к расчетам, что бы оценить последствия этой ошибки. Расчеты показали, что без включения тормозной двигательной установки, возвращение корабля состоится на пределе его возможностей по сроку пребывания на орбите. Тормозной импульс был выдан вовремя. ТДУ (тормозная двигательная установка) отработала 40 секунд до полной выработки топлива, что расходилось со штатной программой посадки, при которой отключение двигателя должно было бы произойти от команды интегратора (по достижении заданной скорости торможения). Далее по программе спуска в 10 часов 25 мин. 57 секунд предстояло отделение приборно-агрегатного отсека от спускаемого аппарата, в котором находился космонавт, однако, разделение произошло только в 10 час. 35 мин. Все это время наблюдалось вращение аппарата со скоростью до 30 градусов в секунду. После разделения отсеков при входе в плотные слои атмосферы ориентация спускаемого аппарата стабилизировалась в расчетном положении. При этом космонавт сохранил самообладание, хотя знал, что разделение после окончания работы ТДУ должно было произойти через 10-12 секунд.
У космонавта было несколько каналов связи с Землей, которыми он активно пользовался. Через две минуты вращения Ю. А. Гагарин передает на Землю по коротковолновому каналу связи, что ТДУ сработала нормально, а по телефону сообщил, что разделения не произошло, ключом сообщил "ВН" - все нормально.
Спуск корабля прошел по баллистической траектории. Перегрузки достигали 10 единиц, спускаемый аппарат был "отцентрован" так, что перегрузки действовали в направлении "грудь-спина". На высоте семи километров космонавт катапультировался из корабля и приземлился на своем парашюте.
Приземление из-за несвоевременного прекращения работы ТДУ и задержки разделения отсеков произошло в районе г. Саратова, что, по-своему, оказалось и символичным. Именно здесь Ю. А. Гагарин впервые поднялся в небо на самолете, именно здесь он проходил парашютную подготовку перед полетом в космос.
В своем докладе Государственной комиссии Ю. А. Гагарин рассказывал все очень скрупулезно. Например, что во время спуска на основном парашюте раскрылся ранец запасного, но купол его так и не наполнился, что оторвался закрепленный на отдельном фале НАЗ (носимый аварийный запас). Определенные трудности возникли при открытии клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик этого клапана, когда одевали космонавта, попал под демаскирующую оболочку - знаменитый оранжевый комбинезон. Подвесной системой все было так притянуто, что Ю. А. Гагарин не мог его достать минут шесть, потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально. До этого в воздухе он отсоединил колодку ОРК'а (объединенного кислородного разъема), стеклянную шторку скафандра открыл уже находясь на Земле. Так завершился полет Юрия Алексеевича Гагарина.
Ликованию жителей нашей страны не было предела. Люди толпами валили на улицу, везде возникали стихийные демонстрации. Весь мир был восхищен этим свершением. Все понимали, началась новая эпоха - эпоха полетов человека в космос. Это казалось невероятным, это волновало и будило самые смелые фантазии. Люди испытали радость и гордость за свою страну.
12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики
День космонавтики отмечается в России согласно Указу Президиума ВС СССР от 9 апреля 1962 года в честь совершенного 12 апреля 1961 года Юрием Алексеевичем Гагариным первого в истории человечества космического путешествия: орбитальный полет - один виток вокруг Земного шара - на космическом корабле "Восток 1" продолжался 108 минут.
Павел Безруких
Далее
|
|
|
|
|
|
поиск по сайту
|
|
|
популярные статьи
|
|
|
работа студентам
|
Промоушен - акции
Требуются ребята и девчонки для участия в рекламных акциях. Промоушен в магазинах, дегустации, раздача пробников, подарок за покупку и т.д.
Запись на собеседование по телефонам.
263-66-79
263-69-31
789-96-56
Собеседование проводиться каждый день. Работать можно начинать на следующий день после собеседования.
Адрес на странице: http://www.cco.ru/contacts.html
Требования: от 17 лет, коммуникабельность, общительность
Оплата: от 60 до 100 руб. в час
|
|
|
|
голосование
|
|
|
новое на форуме
|
|
|