Сегодня: 13 июня 2017

«Есть чем гордиться»: Российская медицина катастроф

21:25, Июль 7, 2006 Рубрика: Образование

Студентам-медикам, которые мечтают о приключениях, путешествиях и работе, связанной с риском, вовсе не обязательно менять профессию. Медицина катастроф — новая перспективная область, которая, к сожалению, является очень востребованной. Природные и техногенные катастрофы, транспортные аварии и теракты регулярно случаются на всех континентах.

В России врач-спасатель — профессия молодая; ФГУ "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Росздрава был создан только в 1993 году, с 1997 года работает отдел экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация). За это время сотрудники Полевого многопрофильного госпиталя (ПМГ) около ста раз выезжали на помощь людям — ликвидировали последствия трагедий. Медицинскую помощь от врачей-спасателей получили более 300 тыс. пострадавших, прямо на месте было проведено более 8 тыс. операций. С 1999 года ПМГ стало три- для детей, взрослых, больных туберкулезом.

Признанием высочайшего профессионализма российских докторов стало привлечение сотрудников ПМГ к спасательным работам за рубежом. Наши медики успели побывать — и оказать действенную помощь! — в Колумбии, Турции, Афганистане, Иране, Шри-Ланке… Как с гордостью заметил директор Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" Сергей Федорович Гончаров, российские доктора вернули к жизни больше людей, чем специалисты из 22 стран, вместе взятые… Именно он рассказал журналистам о новом направлении в медицине.

Врач-спасатель — это диагноз

В медицинских учебных заведениях нет факультета "медицина катастроф". Сегодня "Защита" находит коллег разными путями — предлагает сотрудничество отличным специалистам, обращая внимание на наиболее талантливых студентов. Иногда доктора обращаются в "Защиту" сами — в приглашении на беседу никому не отказывают, но требования к потенциальным сотрудникам очень жесткие: нужно иметь не только безупречную профессиональную репутацию, но и владеть минимум двумя иностранными языками — азиатским и западноевропейским…

Как отметил В. Ф. Гончаров, обычно новые сотрудники или очень быстро, буквально через несколько недель увольняются, либо "заболевают" службой навсегда. Дело не только в том, что спасатели вынуждены надолго бросать семью, налаженный быт, ночевать в палатках или вагончиках, питаться вермишелью и хлебом… Работа врача в чрезвычайной ситуации резко отличается от работы доктора в поликлинике или больнице. Последний должен помочь конкретному больному; он может обратиться за помощью к коллегам;, наконец, на руках у доктора подробная история болезни, он считается с инструкциями, распорядком дня учреждения…

Спасатели же никогда не знают, с чем придется столкнуться на очередном вызове. Возможно, землетрясение произошло в ночное время, когда большинство населения спит, и люди оказались под завалами, в мороз или жару, без продуктов и питьевой воды. Вероятно быстрое распространение эпидемии из-за разлагающихся трупов, массовое отравление или травмы во время террористического акта. В результате катастрофы или пожара люди могут отравиться продуктами горения, застрять транспорте, обгореть…

А помощи часто ждать не от кого — весь местный медицинский персонал сам может пострадать, медицинские учреждения могут быть разрушены. Самое сложное в таких случаях — грамотно провести так называемую медицинскую сортировку. Врачам приходится решать, кому помочь в первую очередь. Возможно, человек почти не покалечен физически, но кричит от ужаса или горя — таким необходима срочная психиатрическая поддержка. Напротив, в результате потери крови и болевого шока люди не могут сами попросить о помощи…

Лишь совсем недавно, в 2004 — 2005 годах, в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, на кафедре организации медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях была разработана междистиплинарная программа подготовки врачей-спасателей. Студентов учат, как проводить медицинскую эвакуацию, пользоваться средствами индивидуальной защиты, проводить радиационную и химическую разведку, а главное — как психологически поддержать пострадавших и их близких, не допустить паники. Причем обучение, кроме традиционных лекций и семинаров, включает ролевые игры, практические занятия.

Студенческий научный кружок активно работает на кафедре с 2003 года, помогая в сборе и обобщении информации по данному направлению. Преподаватели заметили, что увлеченные, хорошо успевающие участники кружка отличаются определенным складом личности: самокритичным отношением к своим недостаткам, широтой интересов и творческим подходом к занятиям. Такие ребята — прирожденные лидеры, умеющие воодушевить своей идеей окружающих и повести их за собой. Неудивительно — люди с другим характером в "Защите" не задержатся.

Для тех, кто хочет не только лечить, но и двигать вперед медицину, сможет работать в Научно-практическом центре медицинской экспертизы и реабилитации. Там лечат от профессиональных заболеваний людей опасных профессий, в том числе и самих врачей-спасателей.

Из 7600 врачей, посвятивших жизнь спасению людей в экстремальных ситуациях, 1000 специалистов высшей категории, трое — доктора международного класса. Надеюсь, их количество будет увеличиваться…

Надежда СЕМЕНОВСКАЯ

Последние новости

Молодежь Казани в «Гармонии»

18 Февраль 2017

18 февраля в Казани состоялись мероприятия школы актива «Гармония», направленные на привлечение активной молодежи города...

Читать полностью »

Школа актива «Гармония»

3 Февраль 2017

18 февраля в городе Казань состоится школа актива «Гармония», главной целью которой станет привлечение активной...

Читать полностью »

Сатанисты сорвали молебен на Торфянке

11 Апрель 2016

10 апреля сатанисты помешали проведению молебна в московском парке Торфянка, где православные местные жители уже...

Читать полностью »

Архив