ПОИСК ПО САЙТУ


Из Студсовета в Министерство

2005-10-02 16:20:04

«В миру», Алексей Красильников весьма энергичный, довольно веселый, вполне молодой человек с плейером, из которого доносятся оглушительные звуки Kiss и Deep Purple.

Каково твое отношение к Дню знаний? Наверняка с этой датой связаны определенные ожидания, ощущения…

- Вы знаете, почти 15 лет для меня, как и для многих студентов, 1 сентября являлось определенной чертой, которая отделяла период летней расслабленности от учебного процесса. Многое, позволяемое «до» совершенно неуместно «после». Но сейчас восприятие этой даты конечно же стало иным. Сейчас это лишь повод вспомнить, кем я был раньше, так как 1 сентября стало очередным рабочим днем.

Но ты ведь еще и аспирант. То есть еще не расстался с учебной жизнью. Как ты считаешь, нужна ли аспирантура сегодня и какие преимущества дает она сегодня?

- Я твердо убежден, что каждый сегодняшний молодой человек должен окончить аспирантуру. Дело в том, что сегодняшнего высшего образования недостаточно для полного интеллектуального созревания личности. Аспирантура не должна быть идеей фикс, чем-то сверхобязательным, но для полного раскрытия интеллектуального потенциала человека, она, безусловно, необходима. Кроме того, это еще и вопрос внутреннего ощущения человека. Можно ли считать себя художником, умея лишь чертить несложные графики? Наверное, нет. Так и с аспирантурой.

Ты поступил в РГСУ 6 лет назад. Насколько изменился РГСУ за это время?

- Прежде всего, нужно отметить, что теперь РГСУ занимает значительно большую площадь, а 6 лет назад студенты всех факультетов обучались на Лосиноостровской. Конечно, хотелось бы, чтобы все наши здания были собраны в одном большом студенческом городке, но, к сожалению, это лишь мечты. Хотя, зная энтузиазм нашего ректора, не так уж это и невозможно! О количестве новых факультетов и специальностей даже и говорить не буду, это постоянный и непрерывный процесс. Вообще же приятно осознавать, что РГСУ сегодня перспективный вуз с большими амбициями и возможностями.

Ты на собственном опыте знаешь, что такое быть студентом, аспирантом, сотрудником университета. Какие изменения происходят в человеке за время учебы?

- Университет проводит грань между людьми с устремлениями и людей без них. И лишь малая доля студентов в состоянии воспользоваться свободой, которую несет студенческая жизнь, и в то же время вырасти в грамотного специалиста. Отмечу, что студенческие годы – это золотые годы. Это лучшее время в жизни человека, потому что с одной стороны, студент уже вполне независим, но с другой, еще не сталкивался с большим количеством обязанностей и ограничений, которые несет в себе «взрослая» жизнь.

Кстати, расскажи подробнее, чем ты занимаешься именно во «взрослой» жизни»?

- Теперь я, как мы с друзьями шутим, «большой дядька». Я являюсь главным специалистом Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию. В мои функции входит информирование общественных объединений о планируемых и реализуемых мероприятиях в области государственной молодежной политики, организация работы по реализации программы «Молодежь России» и подпрограмм, подготовка и проведение встреч по вопросам взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями с руководством управления и агентства. Но как вы сами понимаете, пока я еще нахожусь в процессе освоения своих функций, поскольку объем работы действительно велик и мне, как новичку, достаточно сложно взяться за все сразу.

А как получилось, что ты начал работать в агентстве?

- В управлении я работаю с 11 июля. А на должность главного специалиста мне удалось попасть благодаря помощи друзей и коллег из Студенческого совета РГСУ. Именно их рекомендации стали фактором, благодаря которому моя кандидатура была одобрена начальством Управления по делам молодежи. Кстати, мой непосредственный начальник тоже является выпускником РГСУ, так что в нашем отделе налицо определенная преемственность!

Ты ведь являешься также членом Студенческого совета РГСУ?

- Да, я являюсь ответственным за интеллектуальные игры в СтС РГСУ.

«Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?»… Будет ли происходить распространение этого движения на федеральном уровне?

- Понимаю вашу иронию. Дело в том, что движение «ЧГК» не нуждается в помощи со стороны государственных чиновников. Это уже устоявшаяся, достаточно известная и авторитетная, а главное, самодостаточная организация, которая затрагивает определенные слои населения (причем всех возрастов) и ориентируется, в основном, на них. Я всего лишь пытаюсь развить это движение в РГСУ.

Как первокурснику начать играть в «ЧГК»?

- Сделать это очень просто – нужно либо прийти к нам на тренировку, либо оставить мне свои контакты, чтобы по ним я мог отправить информацию о проводимых мероприятиях. Я очень часто повторяю, что для успешной игры в ЧГК не нужно быть ботаником или «очкариком». Нужно умение мыслить широко, наличие определенных интеллектуальных данных (вовсе не зашкаливающих за пределы) ну и, конечно, желание играть. Ибо интеллект и мышление можно развить и привить, а вот с интересом к игре ничего поделать нельзя. Либо он есть, либо его нет!

Сложно ли совмещать должности члена Студенческого совета с работой?

- Я считаю, что это вполне совместимые должности. То, что я не смогу участвовать в каждом заседании СтС, еще не означает того, что я выпадаю из студенческой семьи. Университет – это организация, давшая мне очень много, и я постараюсь сделать все, что в моих силах для того, чтобы о нашем университете могли сказать только хорошее.

Изменился ли Студенческий совет РГСУ за последние годы?

- За последние несколько лет Студенческий совет РГСУ выдвинулся на первые роли в стране (это я вам могу сказать как специалист, занимающийся данным вопросом). Я это связываю в первую очередь с тем, что сейчас этой организацией руководят люди, которые знают, чего они хотят, а главное, знают, как этого добиться.

Насколько активно СтС влияет на деятельность РГСУ?

- На мой взгляд, сегодня СтС в РГСУ является, по большей части, совещательным органом. По вопросам статуса и деятельности СтС лучше обратиться к его руководителям, а от себя добавлю, что было бы интересно передать некоторые управленческие функции студентам. Это покажет степень доверия руководства университета Студенческому совету, а также станет определенным индикатором «зрелости» студентов.

А что если дать возможность СтС принимать решения по организации учебного процесса? Большинство студентов ведут жизнь «от сессии до сессии» - плотность учебы неравномерна. Некоторые студенты с такой постановкой вопроса не согласны. Может, стоит позволить СтС принимать решения, когда и сколько экзаменов сдавать?

- Достаточно провокационный вопрос. Да, в разных университетах учебный процесс поставлен по-разному. Но совмещение различных учебных планов в одном университете приведет к неразберихе методического характера. Наверное, это был бы в высшей степени интересный эксперимент. К сожалению, вынужден констатировать, что большинство студентов такую возможность будет рассматривать, прежде всего, как возможность «откосить» от учебы. Хотя нужно признать, что таких студентов в СтС РГСУ, пожалуй, меньшинство.

Что ты думаешь о взаимоотношениях преподавателей и студентов? Что должен преподаватель студенту, а что студент преподавателю?

- Хороший вопрос! Многие считают, что студент бесправен. Это не так. Образовательный процесс должен быть в первую очередь диалогом! Кроме того, обучение в вузе – это прежде всего САМОбразование. Хороший преподаватель не обязан собственно учить. Он должен уметь указать, что надо учить и где этому можно научиться. В курс лекций невозможно вместить весь материал, поэтому на первый план выходит умение преподавателя заинтересовать студента и стимулировать его на самостоятельное получение знаний. К счастью, в нашем вузе таких профессоров хватает. В свое время я ходил на занятия к некоторым преподавателям вместе с другими факультетами. Студент должен быть сам заинтересован в получении знаний. Если интереса нет, никакой гениальный профессор не сможет научить предмету.

Алексей, а вы сами не хотели бы заняться преподавательской деятельностью? И как относитесь к тому, чтобы студенты, недавно окончившие вуз, отдавали бы некоторое время преподаванию?

- В прошлом году я уже частично освоил эту профессию. Я преподавал социальную антропологию журналистам 4 курса и антропологам 3 курса. Было занятно наблюдать за реакцией студентов на тот факт, что вести семинары будет не строгий профессор, а вчерашний выпускник, тем более, что с некоторыми из своих студентов я знаком лично. Хочется верить, что мне удалось оставить хорошее впечатление у студентов и передать им хоть частичку своей преданности антропологии. Кроме того, некоторым студентам явно не помешало бы побывать «по ту сторону баррикад» и почувствовать на своей шкуре, что такое группа студентов, с которой надо работать на семинарах.

Недавно прошла информация о возможном объединении социологического факультета и факультета информационных технологий. Твое мнение?

- Если честно, то мне, как выпускнику социологического факультета, достаточно неприятно ощущать, что мой факультет будет лишь частью более крупного подразделения. Я считаю, что некоторые факультеты – такие как социологический или, например, факультет социальной работы – должны функционировать как самостоятельные единицы. Но, в конечном счете, это является непринципиальным вопросом. Главное, чтобы наши выпускники осознавали, выпускниками какого факультета они являются, по чьим стопам они идут.

А какие изменения, по твоему мнению, надо осуществить в РГСУ в целом, а также в студенческом совете?

- Хотелось бы, чтобы в будущем году нам удалось сохранить все наши традиции, продолжить успешные начинания, не бояться браться за новые. Только в прошлом году мы провели такие замечательные мероприятия, как Школа студенческого актива, университетские турниры по компьютерным играм и по «Что? Где? Когда?», интернет-конференция с Университетом прибрежной каролины. Была проведена 2-я неделя студенческой науки. Все это нуждается в продолжении и развитии. Кроме того, хотелось бы более тесного взаимодействия членов СтС, особенно в процессе проведения различных мероприятий. Именно неформальная сторона общения наилучшим образом сплачивает людей вокруг СтС.

Ну и в завершении нашей беседы хотелось бы услышать твои пожелания нашим студентам.

- Я бы хотел обратиться именно к студентам младших курсов. Дело в том, что в последнее время частенько приходится сталкиваться с разговорами вроде того, что наш вуз является не таким престижным, как некоторые другие, что образование в РГСУ оставляет желать лучшего. Хочется, чтобы начинающие студенты осознавали: университет – это его студенты и выпускники. То, кем станут они в будущем, будет репутацией вуза. Я считаю, что выпускники последних лет задали достаточно высокую планку, соответствовать которой будет очень нелегко, но именно преемственность поколений является тем условием, благодаря которому вуз получает признание и известность.

Марья МАТВЕЕВА (РГСУ)
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ