СП №13 Колонка редактора
«Скажи мне, Дед Мороз…»
Новогодние традиции
«Дебют 2003»: новые горизонты для молодых литераторов
Тренинг главных редакторов вузовский СМИ
Студенческие тосты
Новогодние приметы
Письмо в номер
«Дебют 2003»: новые горизонты для молодых литераторов
Лучше «Птица» в руке, чем романы в столе.
«К Пушкину слава пришла в 15 лет, к Шолохову - в 20», - эти слова рекламного слогана литературной премии «Дебют» для писателей моложе 25 лет для многих стали сигналом к действию. Как следствие, на конкурс пришло 42000 работ. Это рекорд за три года существования премии. Так что гипотеза о том, что литература умирает, полностью опрокинута на лопатки. Компьютеризация отнюдь не стала причиной всеобщей невежественности читателей, наоборот, открыла новые горизонты для молодых литераторов.
Экспертам пришлось нешуточно потрудиться: из такой кипы работ сначала выбрать семьдесят семь авторов в номинациях: малая проза, крупная проза, поэзия, драматургия, фантастика и критика, а потом составить шорт-лист, сокращенный до двадцати одного кандидата, и, наконец, самое главное - выбрать шесть победителей по соответствующим художественным формам. Ни в одном институте нет такого большого конкурса: в среднем, 7000 человек на место. Работы принимались в течение 3,5-й месяцев (до середины сентября этого года).
18 декабря состоялся финал премии «Дебют», где были объявлены победители. Церемонию награждения вел Дмитрий Дюжев, засветившийся в «Бригаде». Двадцать один номинант на главные призы (их пять), эквивалентные 2000 долларов, и на приз за критику (500 долларов) ждали своего звездного часа. Почти мини-«Оскар», различие только в том, что финалисты были уже известны, их имена уже красовались в пресс-релизах. В течение четырех дней перед финальной церемонией номинанты были в Липках, где проходили литературные семинары и мастер-классы, на которых ребят оценивало жюри конкурса.
О жюри отдельное слово. Это настоящее собрание мастеров пера с мировой известностью. Председатель попечительского совета – Эдвард Радзинский, сопредседатель - писатель Дмитрий Липскеров, председатель жюри - известнейший поэт Евгений Рейн. Также же в составе жюри присутствовали: писатель и публицист Леонид Костюков, драматург Ольга Кучкина, писатель Евгений Попов, писатель-фантаст Михаил Успенский. Координировали весь процесс поступления и чтения рукописей – Ольга Славникова и Виталий Пуханов. Получить приз «Птица» (символ «Дебюта») из рук живого классика для писателя, не перешагнувшего 25-летний рубеж, достижение на грани фантастики.
Кто же они, финалисты премии «Дебют» 2003 года? В номинации «Крупная проза» им стал Владимир Лорченков из Кишинева с повестью «Хора на выживание». «Я не знаю, изменится ли что-то в моей жизни после получения премии. Думаю, что нет. Осмелюсь предположить, что в жизни писателя ничего не меняется после вручения любой премии, даже Нобелевской. Я - творец, только когда пишу. Значит, я равен Богу, только когда я пишу», - заявил в своей речи молодой писатель.
В «Малой прозе» премии удостоился Николай Епихин из Воронежа с рассказами «О чем грустим?», «Дядя Вася» и др. «Литературе свойственно искать Бога, как рыбе плавать в воде, а птице летать… Я считаю, литературе стоит учиться у детей. Быть, как ребенок, открытой, искренней, доброй и правдивой», - сказал Николай Епихин.
Финалистом среди драматургов стала Ксения Жукова из Москвы с пьесой «Случайности». «Делай, что хочешь – дари жизнь, убивай. Но нельзя все переносить на бумагу: свою боль, обиды, переживания, энергию, радость, непереваренный обед. Ведь кому-то это придется читать… Жизнь, на самом деле, гораздо интересней. Я могу писать, а кто-то - вязать и шить. Можно делать все сразу», - рассуждала о творчестве Ксения.
В номинации «Поэзия» приз «Птица» был вручен Марианне Гейде (Переяславль-Залесский) за подборку стихотворений. «Для литературного творчества материей является язык, посредством которого только и раскрывается человек в своей сущности. Поэтому за любым состоявшимся текстом всегда просматривается трагический конфликт между языком и автором. В бесконечной аппроксимации к разрешению этого конфликта, возможно, заключается сама суть динамики литературного процесса», - философствовала в своей речи Марианна.
В «плавающей» номинации «Фантастика» премии удостоился Александр Силаев с повестью «Армия Гутэнтака»: «Лучшая книга, по счастью, никогда не будет написана. Она подразумевала бы нечеловеческую природу автора. Идеальное не может быть живым, как и живое не может быть идеальным…», - комментирует Александр Силаев.
Молодые критики тоже не остались в обиде. Все трое кандидатов: Александр Чанцев (Москва), Анна Шаргунова (Москва) и Дмитрий Теткин (Екатеринбург) получили призы. Лучшим эссе была названа работа под названием «Любови к прозе, воздуху, семечкам, точечкам…» Дмитрия Теткина, за что последний и получил заслуженную сумму 500 долларов. Остальных шорт-листеров наградили ручками «Паркер» с намеком, что у них были не менее достойные работы, но чуть меньше удачи.
Министерство культуры РФ во главе с Михаилом Швыдко не осталось в стороне и учредило специальный приз «Голос поколения», равный 1000 долларов. Его удостоился Андрей Иванов из Кемерово за повесть «Школа капитанов». «Что такое новейшая русская литература? По большей части – игры высоколобых мертвецов. Именно так! Безжизненная эквилибристика ума. Жонглирование словами и смыслами. Иногда возникает ощущение, что современные писатели даже не подозревают о том, что кто-то будет читать их творенья. Читатель платит ему той же монетой. Я считаю, что современный читатель требователен, как никогда. Чего же он требует? Того же, что и раньше. Правды!» - вот такой он, голос нашего поколения.
Со многими авторами после церемонии представители книжных издательств заключили контракты, критики же вообще пользовались большим спросом: редакторы крупных газет и толстых литературных журналов предлагали сотрудничество молодым талантам.
Высокий интеллектуальный уровень финалистов премии «Дебют» и их желание творить, несмотря на то, что привилегии писателей страны Советов исчезли и на ежемесячную зарплату теперь тебе рассчитывать не придется, говорит только о том, что, может быть, в недалеком будущем грядет Платиновый век поэзии и прозы.
Наталья Андрианова
<<< >>>
Добавить комментарий:
|