ПОИСК ПО САЙТУ


О вступительной кампании 2010 года — ректоры и эксперты

2010-03-22 00:45:32

В «MK» прошел «круглый стол» на тему «Вступительная кампания-2010» Из-за страшного недобора технарей в 2009 году всерьез обсуждалась возможность принимать в технические вузы по результатам ЕГЭ по истории. О том, как сложится нынешняя кампания, в редакции «Московского комсомольца» рассуждали ректоры вузов и эксперты.

«МК»: — На прошлой неделе Минобрнауки утвердило новые правила приема в вузы. Обсудим плюсы и минусы новой системы: насколько разумны предлагаемые изменения и готовы ли вузы им следовать; какие решения удачны, а какие стоит скорректировать. Начнем с ограничения подачи документов в 5 вузов на 3 специальности и попытки перевести приемки на новые информтехнологии. (Имеется в виду возможности подачи документов в электронном виде и необязательность предоставления в вузы подлинников свидетельств ЕГЭ.) Начнем с ректора Современной гуманитарной академии.

ВАЛЕРИЙ ТАРАКАНОВ: — ЕГЭ — это инструмент государственного контроля за качеством подготовки выпускников школ и в то же время система, обеспечивающая их поступление в вузы. И если в первой ипостаси его можно приветствовать, то во второй надо корректировать. Задача конкурсных комиссий не отсеять лишних, а отобрать лучших. Поэтому нам важна не столько эрудиция и информированность поступающего, сколько уровень развитости его мышления и творческих способностей. А этого-то по результатам ЕГЭ проверить нельзя: они отражают лишь степень усвоения фактологии. Правда, представление о творческих способностях дают дополнительные вступительные испытания. Но право вводить их имеют сейчас лишь несколько вузов. А это неправильно: такую возможность надо дать всем. А вот лимитирование числа вузов, в которые можно направлять документы абитуриентам, мы поддерживаем. Я бы его ограничил еще больше! Абитуриент должен четко определиться со своей будущей специальностью и на этой основе выбрать вуз. Неопределенность создает приемным комиссиям огромные трудности: мы до самого издания приказа не знаем, сколько студентов придет, осуществили мы набор или имеем недобор. А время для решения этих задач очень ограничено: 30 августа мы должны полностью завершить приемную процедуру. Представляете трудности, с которыми сталкиваются крупные вузы, включая Современную гуманитарную академию с ежегодным набором 35-40 тысяч студентов?

«МК»: — Прием документов в электронном виде вроде и должен облегчить жизнь.

Причем не только вузов, но и абитуриентов.

НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМА СТУДЕНТОВ РУДН ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВ: — А что понимать под электронной подачей документов? Просто отправка отсканированных документов электронной почтой — это одно. А если абитуриент с помощью компьютерных программ или Интернета заполняет поля — все свои личные данные, выбранную специальность, номер паспорта и свидетельства, свои баллы, — на первый план сразу выходит проблема защиты персональных данных. Кроме того, отправка отсканированных копий документов по электронной почте совсем не облегчает работу приемной комиссии. Во-первых, системы автоматизированного распознавания документов влекут за собой дополнительные финансовые затраты. Во-вторых, все равно нужен оператор, который распечатает данные, введет их в другую программу или разберется с ошибками и неясностями. Ведь ребенок заполняет отсылаемые документы от руки. А у всех разный почерк, да и человеческий фактор не стоит исключать: кто-то допустил ошибку — скажем, разволновался и перепутал букву в фамилии. Поэтому и нужен оператор, который удостоверится, что буква «а» — это действительно «а», а буква «б» — «б». Все отдавать на откуп компьютерам нельзя. У нас, например, система электронного оформления личных дел работает уже 10 лет. Но когда ребенок приходит, оператор при нем вносит все данные и сразу распечатывает заявление. Ребенок сразу все проверяет, и лишь тогда информация заносится в базу данных.

Наконец, необязательность представления свидетельства ЕГЭ также не облегчит работу приемок. Правила приема и раньше обязывали вуз проверять достоверность данных, указанных ребенком. Но само свидетельство все-таки нужно. К примеру, не все абитуриенты понимают разницу между тестовым и первичным баллом. Они когда пишут ЕГЭ, им предварительно говорят: у вас 50 баллов, и ребенок спокойно говорит: у меня 50 баллов. Но это первичные 50! А тестовых у него может быть 70-80, а он не знает.

«МК»: — То есть все равно нужен человек, который все будет проверять?

— Конечно. Наличие свидетельства ЕГЭ позволяло вести сверку с федеральной базой свидетельств по четырем параметрам: фамилии, имени, отчеству и регистрационному номеру свидетельства, а также по типографскому номеру свидетельства. Не будет свидетельства, и этот способ уникальной идентификации исчезнет. И не забывайте: федеральную базу свидетельств наполняют люди, а им свойственно ошибаться. Проскочила где-то ошибка, и все: найти данное свидетельство в базе уже невозможно, и вы никогда не узнаете, что получил ребенок. Или такой вариант: приставки после имени — «оглы» у мальчиков и «кызы» у девочек. Кто-то напишет слитно, кто-то через дефис, кто-то через пробел. Правильно через пробел. Но если написано по-другому, я никогда не найду этого ребенка. То же с буквами Е и Ё, и так далее. Так что свидетельство ЕГЭ обязательно нужно! Что же касается ограничения пятью вузами, то, думаю, оно не сыграет решающей роли. Боюсь, что оно скорее подстегнет абитуриентов максимально использовать свои возможности. Если раньше они определялись с одной специальностью, то теперь будут знать: ага, у меня есть пять вузов по три специальности в каждом — подам-ка всюду! А ведь в ряде вузов реализуются три формы обучения: очная, очно-заочная, заочная. Плюс абитуриент имеет право участвовать в конкурсе как на платные места, так и на бюджетные. Воспользуйся он всеми этими вариантами, и количество заявлений вырастает в геометрической прогрессии: по 18 в один вуз на каждого с учетом трех форм обучения!

ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И БАКАЛАВРОВ МИРБИС ЕЛЕНА РОСТОВЦЕВА: — Для МИРБИС проблема пяти факультетов и трех специальностей не существенна, поскольку у нас всего один факультет с несколькими специальностями. Но если говорить глобально, смысл в таком ограничении есть. В отказе от обязательной подачи свидетельств ЕГЭ можно найти положительные моменты, но отрицательных, боюсь, больше.

РЕКТОР ИНСТИТУТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ ИМ. ГРИБОЕДОВА ПАВЕЛ ПИЛИПЕНКО: — Чтобы оценить нововведения, надо концептуально понять: куда движется модернизация высшего образования и как она была задумана изначально. Намечая ее основные пути, прежний министр особо подчеркивал три тезиса: доступность, мобильность и качество образования. Среди путей их реализации намечались: переход на ЕГЭ, введение системы зачетных единиц, а также важнейшая составляющая финансирования вуза: принцип «деньги следуют за абитуриентом» или система государственных именных финансовых обязательств. Сейчас мы разорвали этот процесс: один элемент — ЕГЭ — выделили, а про ГИФО забыли. И вузы оказались в неравных условиях: если человек поступает в госвуз по результатам ЕГЭ, вслед за ним туда идет и финансирование из бюджета, но если он же поступает в негосударственное учебное заведение, бюджетных денег вузу он не принесет. Правильно оценить введение ЕГЭ мы сможем лишь тогда, когда появится вторая составляющая — пока наша модернизация носит частичный характер.

Теперь об ограничении в пять вузов. Зачем оно человеку, который хочет платить за свое обучение сам? Ведь если абитуриент выберет какие-то пять престижных брендовых московских вузов, подаст туда заявления на все возможные платные или бесплатные места, но не пройдет на бюджетное место, он лишится возможности поступить в какой-то более дешевый вуз на платное отделение! В этом случае разумнее ограничения снять. Пусть будет пять попыток поступить на бюджетные места в государственные вузы. Обязательно должен быть какой-то запасной вариант!

ПРОРЕКТОР РОСНОУ ГРИГОРИЙ ШАБАНОВ: — По данным Рособразования, в прошлом году в среднем по России каждый абитуриент написал заявления чуть более чем в 3 вуза. Сегодняшняя ситуация просто закрепляет этот показатель и формально никаких дополнительных сложностей ни для вузов, ни для поступающих не создает. Фактически же все желающие смогут написать сколько угодно заявлений: единой четкой системы отслеживания, во сколько вузов они поданы, у нас нет. При этом массовый наплыв с большим конкурсом будет только на бюджетные места в самых престижных вузах. Все остальные столкнутся с другой проблемой: нехваткой студентов, включая бюджетников. Опыт прошлого года показывает: вузы, дающие качественное образование, без абитуриентов не останутся, а вот в слабые вузы выпускники школ не пойдут.

Что касается электронного приема, то у нас, например, в прошлом году через него поступило около 800 человек — почти половина набора. Сложность была лишь в том, что после электронной приемной студент должен представить свидетельство ЕГЭ. И тут-то выяснилось, что чуть ли не каждый десятый постарался «улучшить» показатели, которые мы потом увидели в свидетельстве. И пару слов о едином госэкзамене. Говорить, что он ухудшил качество подготовки абитуриентов, мне кажется, сегодня нельзя. ЕГЭ не влияет на качество подготовки! Это только «линейка», которая избрана для измерения качества знаний выпускника школы, чтобы на основе полученных результатов зачислить или не зачислить его в вуз. Да и коррупции, на мой взгляд, стало существенно меньше. У выпускников из регионов появилась реальная возможность поступить в любой вуз страны.

ПРОРЕКТОР РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ТУРИЗМА И СЕРВИСА ТАТЬЯНА АНАНЬЕВА: — Я сторонница электронной формы подачи документов в любом предметном поле, будь то электронная оплата коммунальных платежей или сдача документов на визу. И уж тем более я за электронную подачу документов в вуз. Разумеется, тут будут технические проблемы, и некоторые я предвижу уже сейчас. Но все они преодолимы. Меня занимает другое: почему абитуриенты, достигшие 17-18 лет и, как правило, являющиеся выходцами из семей, где уже есть люди с высшим образованием, не определились, куда им поступать? Это только их ошибка или недоработка вузов, нашей системы образования в целом? Ключевым тут, с моей точки зрения, является вопрос профильности вуза. Взять хотя бы специальность туризм. Сейчас ее не открывает только ленивый, и каждый для этого находит причину.

Сельскохозяйственные, педагогические, технические вузы читают экологический, педагогический и бог знает еще какой туризм. А в итоге у нас все вузы обезличены: все университеты и все с полным набором специальностей. Абитуриенты это видят, вот и поступают одновременно на юриспруденцию, актерское отделение и иностранные языки.

ПРОРЕКТОР ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЭА ИМ. ПЛЕХАНОВА ЛЕОНИД БРАГИН: — Ограничение количества вузов для выбора мне представляется правильным. То, что документы подаются на совершенно разные специальности, — это факт. Конечно, в 17 лет трудно определиться, какая жизненная карьера привлекает молодого человека. Но чаще это происходит не от того, что человек не сориентировался, а потому, что он согласен поступить лишь бы куда. Образование сейчас достаточно дорогое, вот молодые люди и их родители и готовы отодвинуть на какое-то время свою мечту, допустим, о факультете журналистики, а пойти и получить специальность товароведа. В этом, думаю, главная причина. Что же касается электронной версии, то сейчас уже приемки практически всех вузов работают в онлайне. У нас, например, итоги каждого дня работы приемной комиссии вечером проверяются и переводятся в электронный вид: пропустишь день — и с валом, который образуется в нашей академии, просто не справиться. Внедрена электронная система и в других вузах. Но технические проблемы, о которых здесь говорили, — сильная головная боль любой приемной комиссии. И уж точно профессиональный оператор намного быстрее и правильнее внесет данные в электронную базу, чем абитуриент, который высылает свои документы.

«МК»: — А можно ли в принципе избежать столпотворений в приемных комиссиях вроде прошлогодних?

— Конечно. И мы это сделали уже в прошлом году, хотя к нам было подано более 46 тысяч заявлений. Вот в 2008 году, когда абитуриенты подавали заявление по факультетам, в академии действительно творилось что-то страшное. С учетом этой проблемы в 2009 году наши абитуриенты подавали заявления уже по букве алфавита, указывая факультет и специализацию, на которую они собираются поступать. Все это проходило через электронную базу данных, и особо серьезных проблем не было — не надо было выдавать десятки экзаменационных листов. Отработав систему в 2009 году, мы и в 2010 год смотрим с оптимизмом. Пожалуйста, пусть к нам приходят абитуриенты, мы готовы! Очереди, может, и будут, но разумные.

«МК»: — Татьяна Николаевна, а в РГУТИС готовы к новому валу абитуриентов?

ТАТЬЯНА АНАНЬЕВА: — Конечно, мы многое учли из прошлогоднего опыта, и ошибок уже не повторим. Кстати, многое я для себя почерпнула и здесь — в ходе сегодняшнего обсуждения.

«МК»: — Приятно слышать. А теперь вопрос к директору Института развития образования Ирине Абанкиной. Есть ли прогнозы о дефиците студентов в 2010 году? Сколько вузов недобрали абитуриентов в кампанию 2009 года и сколько недоберут в 2010-м?

ИРИНА АБАНКИНА: — Мы находимся в ситуации демографического спада и пока еще идем вниз: в 2010 году он будет не слабее, а сильнее, чем в 2009 году. По нашим оценкам, у нас будет всего 800 тысяч поступающих, и вузы столкнутся не с проблемой отсева лишних абитуриентов, а с погоней за ними. Наш анализ данных по России свидетельствует: уже в 2009 году на некоторые специальности и факультеты вузы брали практически всех абитуриентов — нижняя грань среднего балла по зачислению была 33-34 балла. Да, верхние пороги достигали 85-89 баллов. Но нижние были буквально на границе отсечения. И даже при таком раскладе более 20% вузов в прошлом году имели недобор студентов по бюджетным местам. А по платным обвал был колоссальный. И это, по нашему мнению, значит, что вузы предлагают устаревшие, некачественные программы, что их престиж завышен, что абитуриенты не надеются после окончания таких вузов найти интересную работу и построить успешную карьеру.

— А что будет в 2010 году? — Было уже много сказано о реструктуризации вузов, о подсоединении слабых к сильным, о распространении программ. Делается действительно много. Но в 2010 году результаты реструктуризации еще не скажутся: процесс только начался. Зато контрольные цифры приема, как несколько последних лет, несомненно, снова скорректируют, уменьшив количество бюджетных мест по одним специальностям и направлениям подготовки и увеличив по другим. При этом общее количество бюджетных мест по отношению к числу выпускников возрастет.

Что касается ограничений «5+3», боюсь, они не сработают: проверить-то это и в самом деле практически невозможно. Мы предлагали отслеживать подачу заявлений только для детей с ограниченными возможностями, сирот и тем самым снять многочисленные общественные нарекания, что в 2009 году они якобы заняли все бюджетные места, что на самом деле неправда. Это предложение не было принято. Но семьи получили сигнал: заранее определиться с набором ЕГЭ, нужных для поступления. Они у нас разные: для естественнонаучных специальностей, например, физика обязательна, а по некоторым — химия, биология и т.д. Но дети, как показывает практика, избегают сложных предметов. Так, в 2009 году физику сдавали всего 15% абитуриентов. В итоге недобор в технические вузы получился колоссальный, и в крупнейших городах, как, например, в Санкт-Петербурге и Самаре, всерьез обсуждалась возможность брать на технические факультеты ребят с историей вместо физики! Произошло и перемещение абитуриентов туда, куда можно поступить без иностранного языка. Но в этом году так не получится! Семьи получили сигнал всерьез заняться подготовкой к ЕГЭ в соответствии с выбранным направлением либо определиться с будущими специальностями и вузами через участие в олимпиадах. К выбору придется отнестись ответственнее, а не так, как случается на спортсоревнованиях — лишь бы участвовать.

И еще одно. Уже конец марта. Но активнейшей работы вузов по пропаганде среди абитуриентов качества своих программ и успешных траекторий карьеры выпускников я, честно говоря, не вижу. И это в ситуации острейшей конкурентной борьбы за качественного абитуриента! А ведь многие действительно постараются выбрать бесплатное образование, чтобы уменьшить нагрузку на бюджет семьи. В ГУ-ВШЭ мы не потеряли платных студентов, а на бизнес-информатику их число даже увеличилось в три раза. Но знаю очень сильные госвузы, где платный контингент по сравнению с 2008 годом упал на 50-60%. А в 2010 году с проблемой формирования контингента даже на бюджетных местах столкнутся 20-25% вузов. Тем более что до 30% выпускников выбирают другие стратегии образования: идут после 11-го класса в ПТУ и техникумы, так как не могут получить результаты ЕГЭ, нужные для зачисления в вуз. Начинается серьезная конкуренция высшего образования со средним! Она проявилась в 2009 году и в 2010 году усилится! Вузам надо проявлять активность, но ее что-то не видно.

«МК»: — Наверное, особенно остро проблема конкуренции коснется частных вузов.

Что скажет Ассоциация негосударственных вузов?

ЧЛЕН СОВЕТА АССОЦИАЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ НИКОЛАЙ ЖИЛЬЦОВ: — Что касается конкурентоспособности, то, мне кажется, стоит вспомнить подзабытый с советских времен термин — профориентационная работа. Думаю, это один из основных путей, позволяющих заранее нацеливать потенциальных студентов на тот или иной вуз или специальность. Однако в целом радужных перспектив у негосударственных вузов нет. В прошлом году был недобор 30-35%. А в этом будет хуже. И ЕГЭ тут ни при чем. Причина — в усилении демографического спада и в увеличении количества бюджетных мест. Конечно, в первую очередь абитуриенты идут туда, где не надо платить, да и образование стало дорогое: не каждый семейный бюджет выдержит, тем более что в кризис платежеспособность населения резко упала, особенно в регионах.

Думаю, мы на пороге укрупнения негосударственных вузов — иначе не выжить. Оно, собственно, уже пошло, хотя, может, и не так активно, как у госвузов, где работает административный фактор. Мы же столкнемся с проблемой законодательства, не очень-то расположенного к реорганизации вузов — достаточно упомянуть вопрос ликвидации совместного учредительства негосударственных образовательных учреждений. Правда, в последние два года были внесены некоторые изменения, упрощающие эту процедуру. Но скажу честно: пройти реорганизацию и врагу не пожелаешь.

«МК»: — Каковы перспективы частных вузов в конкуренции с государственными?

ПАВЕЛ ПИЛИПЕНКО: — Мы наделяем своих будущих выпускников конкурентными преимуществами еще в процессе обучения. Так, помимо основного образования по специальности они получают дополнительные знания: второй государственный диплом переводчика; сертификат в области углубленного изучения информатики на уровне продвинутого пользователя каких-то специальных программ или навыки практической работы в области будущей специальности. Практическая направленность обучения реализуется через практику, которую мы проводим не один-два раза за все время обучения, а на каждом курсе, когда студент имеет возможность поработать в той или иной компании и найти свое место в этой жизни. Есть у нас и специальные курсы технологии трудоустройства. А на пятом курсе мы предлагаем студентам обучение одновременно с работой и получение трудового стажа на каком-то конкретном месте, где ему заводят трудовую книжку. Все это в совокупности дает выпускнику дополнительные конкурентные преимущества. Причем уже около десяти лет при заключении договора на обучение институт берет на себя обязательство, гарантирующее трудоустройство выпускников, успешно освоивших вместе с основной специальностью дополнительные программы, и выполняет это обязательство даже в период кризиса.

ВАЛЕРИЙ ТАРАКАНОВ: — Выжить негосударственным вузам помогут три вещи. Первая — профориентация. Вторая — расширение возможностей выпускника, например, за счет системы индивидуального учебного планирования, при которой независимо от направления подготовки и основной образовательной программы студент может выбрать любой дополнительный курс: иностранный язык, информатику, гражданское право или какие-то эксклюзивные дисциплины. Третья — комфортность процесса обучения в вузе. В нашей академии, к примеру, внедрена система индивидуального учебного расписания. Мы — вуз с дистанционной системой образования, и большая часть занятий проводится обучающими компьютерными программами. Наш студент не привязан жестко к расписанию занятий и в любое время с 8.30 до 21.40 может прийти и пройти, скажем, тренинговые занятия в самостоятельном режиме. В итоге студент получает возможность работать и вписывается в профессиональную среду. А потому количество выпускников нашего вуза, временно состоящих на учете на бирже труда, на 1 марта составило всего 0,01%. Да и падение набора к прошлому году у нас небольшое — всего на 12%.

ЕЛЕНА РОСТОВЦЕВА: — Мы негосударственный институт, который имеет государственную аккредитацию. Вся учебная, научная и воспитательная работа со студентами направлена на практическое образование и формирование у студентов навыков реальной деятельности в мире бизнеса, дающих им хорошие возможности для развития карьеры. С 2010 года МИРБИС начинает обучение по российской программе высшего экономического образования на степень бакалавра менеджмента и по британской программе — бакалавра международного бизнеса Лондонского университета.

МИРБИС первым в России получил международную аккредитацию программы бакалавра EPAS и в январе этого года подтвердил его на второй срок, что является показателем международного качества образования. Одно из преимуществ — изучение двух и более иностранных языков, получение международных сертификатов по английскому языку (BEC1, BEC2, IELTS), преподавание 25% программы на английском языке, языковые стажировки, участие студентов в программе международного обмена. Раннее планирование и построение карьеры, позволяющее уже с 1-го курса формировать портфолио выпускника (профессиональные сертификаты, дипломы МИРБИС и вузов-партнеров) а также содействие трудоустройству наших выпускников, востребованных на рынке труда, мы также считаем нашим преимуществом.

ИРИНА АБАНКИНА: — И все-таки без доступа негосударственных вузов к бюджетным средствам проблему решить очень трудно. И деньги, как здесь уже говорилось, также должны следовать за студентом. Пока же негосударственные вузы не могут участвовать ни в крупных серьезных программах развития на конкурсной основе, ни получать текущее госфинансирование. Возможности перевода студента с хорошими отметками на бюджетное место у них тоже нет. Налицо отграничение государственного вуза от негосударственных вузов, особенно ощутимое в условиях отсутствия целостной системы доступного кредитования!

НИКОЛАЙ ЖИЛЬЦОВ: — Хотя бы пересмотрели наше налогообложение: налоги на прибыль, на имущество, на землю, которые платят негосвузы. Ведь государственный и негосударственный секторы существуют для создания конкурентной среды, стимулирующей повышение качества образовательных услуг. А какая конкуренция в неравных условиях? Надо переходить от финансирования фирмы к финансированию потребителя. Тогда у него будет свободный выбор, куда нести свои деньги, а каждый вуз будет стремиться дать своему выпускнику высококлассное образование.

«МК»: — Переходим от вузов к студенту. Изменились ли предпочтения абитуриентов? Или, как прежде, все хотят быть экономистами, юристами и менеджерами?

ЕЛЕНА РОСТОВЦЕВА: — В сложной ситуации прошлого года набор у нас был: мы недобрали всего 10%. Причем к нам пришли как раз те ребята, которые хотели учиться именно в МИРБИС. По нашим наблюдениям, студенты первого курса отличаются от старшекурсников заинтересованностью и желанием не только учиться, но и активно заниматься внеучебной деятельностью.

ГРИГОРИЙ ШАБАНОВ: — В обществе растет понимание: главное — не на какую специальность поступить, а где потом работать. Заговорили о перепроизводстве некоторых категорий специалистов, и уже в 2009 году, например, конкурс на бухгалтерский учет, анализ и аудит, юриспруденцию упал. Уменьшилось количество желающих поступить на дизайн, психологию, некоторые педагогические специальности.

«МК»: — Я знаю, что в РосНОУ очень сильная техническая составляющая. Кризис технического образования, о котором сейчас говорят, — это миф или реальность?

— У нас кризиса нет, конкурс на компьютерные и инженерные специальности больше, чем на гуманитарные. О кризисе в других вузах мне говорить трудно. Но, если судить по данным о результатах ЕГЭ, с которыми выпускники школ поступают на сложные инженерные специальности, можно предположить: через 5-7 лет у нас будут инженеры без хорошей общеобразовательной подготовки.

ИРИНА АБАНКИНА: — Технические вузы нынешние ребята практически не выбирают: там трудно учиться, перспектива трудоустройства неясная, а заработки низкие. Главное сейчас — понять, где у нас идет некачественная подготовка.

ЛЕОНИД БРАГИН: — По нашим наблюдениям, сейчас востребованы и гарантируют высокий конкурс такие направления и специальности, как финансы и кредит, маркетинг. Но обозначилась очень интересная тенденция: увеличение спроса на инженерные специальности и специализации. Например, возрос спрос на такие, как товароведение и экспертиза товаров, экономика и управление на предприятии, строительство и некоторые другие, не относящиеся к инженерным, но также перспективные. Например, менеджер спортивной индустрии — новая для России специальность, которой нет практически ни в одном вузе. Плехановка создала такой факультет, привлекла многих известных людей в области организации спорта (Фетисов, Роднина) и очень ждет большого приема заинтересованных, мотивированных на победу абитуриентов.

«МК»: — Успеете выпустить кого-нибудь к Олимпиаде в Сочи?

— Обязательно!

ТАТЬЯНА АНАНЬЕВА: — У нас тоже довольно много технических специальностей: например, сервис жилищного и коммунального хозяйства или сервис бытовых машин и приборов. И там, и там конкурс большой. Вообще, во всем, что касается технической стороны сферы обслуживания, конкурс не понижался, а повышался. И это отрадно: общество потребителей требует повышения качества обслуживания.

«МК»: — Скажутся ли новые правила приема в вузы на судьбе студентов?

ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ОБЩЕСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВИКТОР ПАНИН: — Как раз сегодня, 15 марта, — день защиты прав потребителей, с чем вас и поздравляю! С утра мы провели очень важное мероприятие: встречу со студентами первых курсов по теме «Важность и роль потребительского просвещения». Это очень важно, поскольку права потребителей образовательных услуг в России нарушаются повсеместно. Лишь за прошлый год у нас было свыше 100 тысяч обращений по высшему образованию, и около 70-80% касались механизма сдачи ЕГЭ.

Если говорить о новых правилах приема, то я полностью согласен: отслеживать количество поданных заявлений по федеральной базе свидетельств невозможно. Поэтому думаю, что в 2010 году у нас будет то же, что и в прошлом году, если не хуже. А то, что мы увидели в региональных центрах обработки информации в прошлую вступительную кампанию, иначе чем вакханалией не назовешь: бумаги валяются, подходи, бери кто хочет. Да и объективность результатов ЕГЭ вызывает много вопросов. Все попытки госорганов успокоить широкую и педагогическую общественность я лично расцениваю как посылы вроде: «Мы понимаем, что ЕГЭ чемодан без ручки — его нести тяжело и бросить жалко. Давайте хоть что-то, но изменим». Другая наша беда — реальное обезличивание вузов: в физкультурном юридический открывают, разве что театральных не додумались открыть в технических вузах. Этим-то, мне кажется, и должно заняться государство, а не технологическими вопросами. Они, конечно, тоже важны, но все же не являются ключевыми в обеспечении прав наших граждан. Единственное, что можно отнести к позитиву, — уменьшение количества этапов зачисления, что крайне важно и для абитуриента, и для вуза. И, наконец, проблема льготников. Получить официальную информацию об их категориях невозможно. Нет в стране и статистики о количестве нарушений и, не побоюсь этого слова, преступлений, совершенных в прошлом году и связанных с мошенничествами при поступлениями в вузы по этой категории. ДЭБ не всесилен, и вообще наша правоохранительная система работает по заявительной форме — должно быть заявление или какая-то оперативная информация. А на местах все это отследить невозможно: никто этим не занимается. Да чиновники регионального уровня и заинтересованы главным образом не в этом, а в обратном: люди на этом зарабатывают.

«МК»: — На этой оптимистической ноте мы и завершим работу. Спасибо большое.
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ



Няня, водитель, , - Кадровое агентство в Москве. Звоните.