ПОИСК ПО САЙТУ


Кузьминов: Система «бакалавр-магистр» заработает не раньше 2012 года

2010-02-24 19:36:13

Ректор Государственного университета — Высшая школа экономики, глава комиссии Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов рассказал в интервью РИА «Новости» о том, каким должно быть российское законодательство об образовании, почему ЕГЭ по литературе нельзя сдавать в виде тестов, и как Болонский процесс поможет преодолеть привычку россиян получать высшее образование.

— Чем будет заниматься комиссия Общественной палаты по контролю за ходом реформирования системы образования?

— Отслеживать предложения и нужды профессиональных сообществ и корректировать траекторию развития образования, исходя из них. Собирать членов региональных общественных палат, занимающихся образованием, мониторить состояние образования «на местах». Еще одной важной функцией для себя мы видим функцию почтового ящика. Мы откроем пункт приема общественных отзывов, иначе говоря — отзывов «клиентов» образования, по таким резонансным вопросам, как олимпиады, ЕГЭ, зачисление в вузы, преподавание в школах религиозных основ. И это, по сути, уникальный вид деятельности для России, в которой нет института омбудсменов — «народных жилеток».

— Ваше отношение к действующим законам об образованию? Как идет работа над новым законом?

— Все, что происходило в 1990-е годы, было длинным, тяжелым отступлением от закона 1992 года, сформулировавшего право выбора предметов и обосновавшего автономию вузов. Сейчас образовательное законодательство это нечто неудобочитаемое. Закон «Об образовании» не юрист просто не поймет. Наше образование нуждается в обеспечении базовых прав граждан на его получение, четкого определения возможных траекторий развития, выделении уровней и критериев, по которым образовательные учреждения становятся институтами, университетами, колледжами и так далее. Все они университеты и академии, хотя наукой почти никто не занимается. Граждане, конечно, дезориентированы этими наименованиями. Так что новый закон необходим. Работа над ним продлится, как минимум, до 2011 года. На данный момент написаны две главы из 18-ти.

— Оправдан ли ЕГЭ по гуманитарным специальностям и планируют ли его как-нибудь корректировать?

— Мне представляется, что гуманитарные дисциплины имеют свою специфику, в ряде случаев значительную. Качество подготовки человека по литературе, например, очень сложно понять и в рамках открытых вопросов, и в рамках короткого эссе, которое является существенным элементом третьей части ЕГЭ. Мы с ректором МГУ Виктором Антоновичем Садовничим еще в 2002 году впервые поставили вопрос о том, что ЕГЭ по литературе или не должен существовать, или пусть это будет ЕГЭ в виде сочинения, без всяких дополнительных вопросов. Понятно, что квалификация человека в литературе не памятью измеряется.

— Огромное количество ребят, по документам прекрасно сдавших ЕГЭ, полностью провалило первую сессию. Будет ли Общественная палата контролировать единый экзамен?

— Да, мы будем проводить мониторинг качества сдачи ЕГЭ, и далеко не только в больших городах. На уровне Высшей школы экономики мы проводили внутреннее тестирование. Корреляция — 95%, то есть ни одного «дутого» отличника. Потому что из Вышки, как и, например, с мехмата МГУ вылетишь через полгодика, а где-то в других местах, проплатив, или даже бесплатно (чтобы вузу сохранить бюджетное место на будущее) останешься и кое-как дотянешь до диплома.

— Может быть, все-таки стоит предоставить гражданам альтернативную ЕГЭ возможность поступления?

— А она у нас уже есть: каждый год 20 тысяч абитуриентов поступают в вузы через олимпиады. Другое дело, что нам нужно дополнительно этим заниматься, расширяя круг участников, в идеале доведя его, скажем до 40 тысяч — 5% от общего количества выпускников школ.

— Чем бы Вы ответили на критическое отношение среди многих граждан и преподавателей к Болонскому процессу? Готова ли Россия к переходу на систему «бакалавриат-магистратура»?

— У нас очень быстро меняются технологии, и готовить специалистов на заранее определенные рабочие места просто бессмысленно. К инженерному и естественнонаучному образованию, экономическому это полностью относится. Задача — обеспечить достаточную гибкость образования, потому что человеку придется менять рабочее место, придется менять технологию, по которой он работает, 5-6 раз в течение жизни. Ему придется переучиваться. Принимая человека на обучение, мы не можем строго отталкиваться от технологии, так как она все равно поменяется ко времени, когда он будет заканчивать. Другая проблема заключается в том, что у нас криво распределяются бюджетные места. Огромное количество мест с пятилетним обучением распределяется людям, которые не собираются быть ни инженерами, ни педагогами. А идут они потом в менеджеры торгового зала и радостно там работают. И у государства нет другого пути, кроме как через систему «4+2» отсекать это «излишнее образование». Это просто безобразие, когда очень дорогие лаборатории и методики тратятся на людей, которым это, по сути, не нужно. Я был активным сторонником «4+2» с точки зрения регулирования массового рынка. Так что двухуровневое образование имеет отношение не к Болонскому процессу, а к ущербной системе бюджетирования.

— Каким Вам видится процесс перехода к Болонской системе?

— Мне кажется, что переход на новую систему будет двухступенчатым. Первый этап, года три, когда преподавание в вузах будет идти фактически по старым предметным программам, но в новых рамках. То есть обрежут часть специальных предметов, которые перекочуют в магистратуру соответствующего уровня. То есть для студентов это будет просто укороченная или удлиненная на год программа. И только где-то к 2012 году мы реально начнем в массовом порядке осваивать новый профессиональный стандарт образования.

— А зачем отсекать, не легче ли просто сократить количество вузов?

— Пойти на сокращение вузов государство не может. По опросам, 90% россиян хотят, чтобы их дети получили высшее образование. Ничего не надо сокращать, надо просто дольше учить. Но наше общество само единодушно отвергло12-летку.
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ