ПОИСК ПО САЙТУ


Права 100 тысяч школьников и студентов нарушались в 2009 году

2010-02-20 12:54:25

Несмотря на все усилия государства по борьбе с коррупцией, проблема «карманных платежей» в школах и вузах остается. О том, с какими нарушениями своих прав чаще всего сталкиваются школьники и студенты, в интервью РИА Новости рассказал замглавы комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин.

— Виктор Викторович, с какими нарушениями своих прав чаще всего сталкиваются потребители образовательных услуг?

— Если говорить о вузах, то в первую очередь за помощью обращаются студенты, которые учатся на договорной основе. Как правило, речь идет о всевозможных нарушениях договора о платном образовании. Например, в договор неоправданно включают пункт, что в случае отчисления студента по неуспеваемости или иной причине внесенные им деньги за обучение не возвращаются. То есть если студент оплатил весь год обучения, но в первом семестре его отчислили, деньги не возвращают, несмотря на то, что ему не оказали ту услугу, за которую он заплатил.

— Насколько массовым можно назвать нарушения прав школьников и студентов?

— В 2009 году к нам поступило обращений от более чем 100 тысяч граждан со всех концов страны. Это связано с тем, что у нас в общей сложности около 120 региональных и местных представительств почти в каждом субъекте Федерации. К сожалению, приходится констатировать: с каждым годом число обращений только растет. По сравнению с 2008 годом, в 2009 году обращений было почти на 40% больше.

— Все ли дела доходят до судебного разбирательства?

— Абсолютное меньшинство. Более 90% конфликтов решаются в досудебном порядке. Мы просто связываемся с ответственными за происшедшее в том или ином образовательном учреждении, и проблема решается на месте. Руководство избегает лишний раз «выносить сор из избы», ведь все понимают: судебное разбирательство будет длинным и без последствий все равно не обойтись. Тем не менее, всегда есть способы оказать давление на тех, кто жаловался. Такие случаи бывают, и поэтому мы стараемся следить за судьбой тех, кто уже однажды к нам обращался, чтобы впоследствии на них не распространялись репрессии со стороны руководства образовательных учреждений.

— Почему, на ваш взгляд, возникает так много конфликтных ситуаций, ведь решение вопроса всегда лежит на поверхности, и закон стоит на стороне обучающихся?

— Главная проблема — в отсутствии у нас потребительского просвещения. Школьники, студенты и их родители не знают своих прав и обязанностей как потребителей образовательных услуг. Руководство школ, вузов, колледжей и техникумов тоже не знакомо с законодательством в той сфере, в которой они работают. Регулярно принимая участие в правовых консультациях как в регионах, так и в Москве, я замечаю, что люди, обращающиеся с вопросами, попросту не читали федерального закона «Об образовании». Вне всякого сомнения, знакомство человека с его правами и обязанностями должно происходить как можно раньше, без этого мы никогда не сможем прийти к гражданскому обществу, механизм функционирования которого немыслим без ответственности перед законом и должен регулироваться только им.
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ