ПОИСК ПО САЙТУ


Новые технологии укрепят авторитет преподавателей

2009-11-30 18:15:12

Не секрет, что в период бурного развития ИT-технологий молодое поколение не только лучше своих наставников владеет новыми техническими средствами, но и совершенно по-другому воспринимает информацию, использует иные каналы коммуникаций. Возникает разрыв между людьми, обладающими опытом и знаниями, и теми, кому эти знания необходимо передать. Попросту — между учителями и учениками.

Как пишет газета «Поиск», этой осенью Благотворительный фонд В.Потанина открыл новую грантовую программу «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОН-ЛАЙН». Организаторы конкурса полагают, что его участники получат возможность овладеть новыми механизмами преподавания и научатся организовывать учебный процесс на качественно ином уровне. Но так ли необходимо применять новые технологии в образовании, ведь лекции, семинары, учебники проверены годами и все это время давали неплохой результат? Этот вопрос мы решили обсудить с экспертами, представителями разных специальностей, так или иначе связанных с преподаванием в высшей школе.

«Современным педагогам надо научиться искать новые формы преподавания, и сейчас у них появились возможности для творческой работы над соответствующими методиками, — говорит заместитель генерального директора Благотворительного фонда В.Потанина Наталья Самойленко. — Но вузовские преподаватели часто не понимают необходимости изменения подходов. И вместо того чтобы искать, как «развернуть ту данность», что студенты сейчас «днюют и ночуют в Сети», на благо учебному процессу, думают о том, как оградить студента от «тлетворного влияния» Интернета.

Генеральный директор компании «Центр eLearning» Елена Тихомирова полагает, что разрыв между студентами и преподавателями в ИТ-сфере огромен. «Технологии электронного образования нужно внедрять без промедления, — уверена она. — Ведь человек уже может не только потреблять информацию, но и сам участвовать в ее „формировании“. Современные студенты этим активно пользуются. Поэтому сегодня, когда преподаватель дает на экране презентацию лекции, — это молодежи неинтересно. Это устаревший прием. Необходимо, чтобы преподаватель стал гидом, проводником по освоению дисциплины для студентов».

Е.Тихомирова также считает, что «однолинейная система преподавания», когда есть одна теория, один взгляд, сильно устарела. «Преподавателям необходимо искать новые подходы, — говорит она. — Источником знаний более не может быть только лекция и рекомендованный учебник. Преподавателям даже стоит опасаться устаревших методов. Ведь студент имеет множество возможностей узнать другие точки зрения, познакомиться с иными, часто диаметрально противоположными, подходами. И если преподаватель этот фактор не учитывает, то он рискует потерять не только интерес студента, но и его уважение».

Те преподаватели высшей школы, кто активно использует интернет-технологии, отмечают, что это значительно облегчает их работу. «Если бы я лишилась возможности использовать ИT-технологии, то это означало бы резкое ограничение общения как со студентами, так и с коллегами, — говорит доцент кафедры институциональной экономики ГУ-ВШЭ Елена Подколзина. — В вакууме нельзя развиваться. Сильно пострадали бы и студенты. Вопросы у них обычно возникают не тогда, когда преподаватель находится в непосредственной близости, а тогда, когда они пытаются что-то освоить самостоятельно. Интернет дает возможность для оперативного взаимодействия, общения и поиска информации. Без этого я не представляю современного преподавания и проведения научных исследований». Директор Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета профессор Максим Кронгауз также говорит о наличии разрыва между поколениями на ниве ИT-технологий: «Для молодого поколения Интернет — это и естественная коммуникативная среда, и привычный рабочий инструмент, для старшего Сеть — прежде всего проблема, в том числе и коммуникативная, и информационная».

Однако М.Кронгауз видит «в той легкости, с которой молодые люди пользуются Интернетом, как «плюсы», так и «минусы». «Плюсы», безусловно, в количестве информации и скорости ее получения. «Минусы» же в том, что Интернет в некоторой степени представляет собой «информационную свалку», а «прививку недоверия» молодому поколению не сделали. Для демонстрации эксперт приводит такой пример: «Характерна проверка правильности написания того или иного слова: молодой пользователь Интернета не полезет в словарь, а просто вобьет варианты написания в „поисковик“ и посмотрит, какой встречается чаще».

Впрочем, директор Института лингвистики уверен, что «Интернет это самоорганизующаяся система. И в своем развитии она проходит путь, во многом аналогичный тому, по которому проходила культура. Интернет-сообщество должно пройти этот путь само, подталкивание может привести к обратному результату».
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ