ПОИСК ПО САЙТУ


Школьники 18 регионов начнут изучать «Основы религиозных культур и светской этики»

2009-11-29 18:49:16

Нынешние четвероклассники (а в Томской области их почти 9 тысяч) все без исключения с четвертой четверти начнут изучать новый курс «Основы религиозных культур и светской этики». Томская область вошла в число 18 российских регионов, включившихся в этот эксперимент. Об этом пишет томская газета «Красное знамя».

В СМИ, в школах сейчас идет много споров, нужен ли детям новый предмет? Однако решение уже принято — курс этот элективный, то есть обязательный для посещения, как физика, математика или литература, а значит, отказаться от него ученики не вправе. И все же свобода выбора есть: родители с детьми вправе решить, какой модуль для них предпочтителен. А таких модулей шесть — основы православной культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Так как содержание всего курса в целом и каждого модуля в отдельности носит не только информационный, но и мировоззренческий характер, специалисты департамента общего образования рекомендуют выбор того или иного модуля курса непременно обсудить в семье с учетом личностных интересов и склонностей ребенка, ибо выбор должен быть свободным и осознанным.

Разработка учебно-методических комплексов (рабочие программы, учебные пособия, методические рекомендации, книга для учителя, мультимедийные учебные пособия) уже идет, этим занимается Министерство образования и науки РФ. До февраля 2010 года эту работу закончат. Затем начнут обучать тьюторов (это представители от каждого муниципалитета — учителя или работники системы образовании, курирующие эксперимент). Для них предусмотрена 72-часовая подготовка в Москве на базе Академии повышения квалификации. А потом тьюторы передадут полученные знания учителям, которым предстоит вести новый курс в школах.

Преподавать новый предмет будут светские педагоги, причем при подготовке методических и учебных пособий Министерство образования руководствуется главной целью: надо воспитывать порядочных, терпимых, честных людей, которые с интересом относятся к окружающему миру, уважают взгляды и убеждения своих сограждан.

Почему преподавать основы религиозной культуры и светскую этику решено именно в четвертом и пятом классах? С чем связан такой выбор? Опытные педагоги знают, что именно в этом возрасте дети начинают задумываться над серьезными вопросами, причем это именно тот возраст, когда на человека еще можно повлиять.

И все же сомнений и тревог у родителей предостаточно. Самые распространенные страхи: не посеет ли новый курс разделение детей по религиозному принципу, не попытается ли церковь оказать давление, не будут ли нарушены права ребенка? Возможна ли культура без обращения к религиозной практике, традициям? Олег Котиков, руководитель консультационного пункта, заведующий лабораторией духовно-нравственного воспитания «Истоки», старший научный сотрудник Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, уверен: чтобы ответить на эти вопросы, надо хорошо понимать разницу между культурологией и религиозным образованием.

— При этом изъять из культуры религиозную составляющую, на мой взгляд, невозможно, — считает Олег Александрович. — Человек так устроен, что строит свою жизнь в соответствии с какими-то ценностями, исторически называя их голосом сердца, совести, при этом в поисках истины обращается к религиозной практике. Все, что вошло в культуру народа в результате общения таких религиозных практик, связано с материальными носителями — архитектурой, литературой, живописью, народными промыслами, костюмом. Можно ли разделить религиозное образование и не религиозное? Конечно. Это проще понять, посмотрев, какие предметы изучают студенты семинарии, и что входит в предметы, посвященные религиозной культуре. Или можно идти путем правовых определений. Светское образование -не суть атеистическое, но при этом любая религиозная доктрина не может быть объявлена единственной признаваемой. Светское образование, с правовой точки зрения, означает сервисное. Мы должны услышать голос родителей, личности, мнение общества, субъектов образовательного заказа государства.

Итак, религиозным является образование, связанное с использованием культа, обряда. Ведь что такое религия? От латинского religio — набожность, святыня, предмет культа, это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного. Тогда как культура (с латыни — возделывание, воспитание, образование, развитие) — это совокупность созданных человеком в ходе его деятельности жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства; то есть мир человека, ценности и нормы, знания и умения, обычаи и установления, язык и искусство. Итак, новый курс «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на возрождение базовых ценностей, которые дают смысл жизни, деятельности, вектор знаний. По мнению Олега Котикова, курс, вводимый в школу, дает направление познания, будет способствовать духовно-нравственному становлению, воспитанию детей.

«Ни одна религия не приветствует такие, увы, встречающиеся нередко сейчас в обществе вещи, как зло, корысть, зависть и так далее. И поэтому можно надеяться, что школьники, знакомясь с основами культур различных конфессий в нашей стране, будут расти не только более образованными, но и более добрыми людьми», — это мнение Надежды Герасимовой, вице-спикера Государственной Думы РФ.

Что же касается светской этики, то суть этого модуля состоит в том, чтобы привить ребенку общечеловеческие ценности и научить его нормально жить в обществе. Лучше всего об этом написал академик Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном»: не красть, не лгать, не завидовать и так далее. Также обучение светской этике заключается в том, чтобы научить человека нормально себя вести, например, уступать места в транспорте инвалидам и старикам, вежливо разговаривать... Кстати, преподавать светскую этику тоже должны специалисты. В департаменте общего образования уверены: это хорошо, что родители всерьез задумываются над этими вопросами. Дабы расставить все точки над объяснить суть эксперимента, по инициативе департамента в Томском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО) создали даже специальный консультационный пункт для родителей, для руководителей образовательных учреждений по вопросам внедрения нового курса «Основы религиозных культур и светской этики». Руководителем консультационного пункта является заведующий лабораторией духовно-нравственного воспитания «Стоки», старший научный сотрудник ТОИПКРО Олег Котиков.
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ