ПОИСК ПО САЙТУ


ННГУ стал национальным исследовательским. Интервью президента вуза

2009-10-26 11:12:27

Нижегородскому государственному университету им. Н.И.Лобачевского присвоен статус национального исследовательского. Интервью президента вуза, вице-президента Российского союза ректоров, председателя Общественной палаты Нижегородской области, профессора Романа Стронгина газете «Курс».

— Что этот статус означает для университета?

— Общая государственная стратегия в отношении высших учебных заведений состоит в их диверсификации, определении уровней и направлений. В соответствии с задачами, которые они решают в государстве, осуществляется поддержка вузов финансами из бюджета. Новых направлений введено три.

Одно из них — это особый статус московского и петербургского университетов. Он будет определен законом, который сейчас находится в третьем чтении в Государственной Думе. Это будут два совершенно особых университета с отдельными правами. Эти два университета подписали соглашение о сотрудничестве между собой, так что образуется как бы комплекс из двух престижных вузов.

Вторая категория, которая предусмотрена законом, это федеральные университеты. Пока речь идет о том, что их будет по одному в округе. В Южном и Сибирском округах такие университеты уже созданы. Планируется, что на Дальнем Востоке статус федерального получит Дальневосточный университет. Вопрос о четырех остающихся обсуждается (Урал, Северо-Запад, Приволжский и Центральный округа).

Федеральный университет будет вузом, который существует как автономное образовательное учреждение, а не как государственное бюджетное. Ректор там будет назначаться правительством по рекомендации президента страны. Федеральный университет — это не обязательно лучший вуз, но он должен решать задачи развития своего региона. В нашем округе вопрос о федеральном университете пока не решен.

Третья категория, по которой гораздо больше сделано юридически, это национальные исследовательские университеты, которые способны работать на мировом уровне в ряде актуальных областей науки. Никто не может быть лучшим во всем. Но в каких-то отдельных направлениях эти университеты могут быть на мировом уровне. Не лучшими где-то в регионе, а лучшими в мире.

Для отбора таких университетов в соответствии с законом был объявлен всероссийский конкурс. И любой вуз мог подать заявку, что он хочет участвовать в этом конкурсе и получить статус. Подали 137 вузов со всей России. При первоначальном отборе часть были отклонены. Надо было не просто подать заявку о желании участвовать в конкурсе, а представить полную программу развития на 10 лет с разбивкой по годам. Какая область деятельности, в которой ты хочешь стать значительным университетом, что это дает другим и т. д.? Не все это сделали правильно, и осталось 110 претендентов.

Их документы изучали многие десятки экспертов. В результате были отобраны финалисты для заключительного тура — 28 вузов страны. Их список был опубликован. И затем прошел последний этап, который проводила конкурсная комиссия. Состав ее опубликован, он есть на сайте министерства. Там и академики, и чиновники, и предприниматели — больше 20 человек. И она отобрала 7 октября 12 вузов из этих 28. Вот они и есть победители конкурса.

Видно, что среди них только два классических университета — Нижегородский и Новосибирский. Все остальные — технические вузы. Есть также Высшая школа экономики. Мы понимаем, что это связано с задачей развития инновационной экономики, для которой нужны технологии, инженеры, оборудование. Поэтому поддержаны именно эти вузы. Например, три авиационных — Московский авиационный, Самарский аэрокосмический им. С. П. Королева и Казанский авиационный им. А. Н. Туполева (сейчас он называется техническим университетом). Созданный в стране авиационный кластер теперь поддержан системой подготовки кадров и ведения исследований, получившей более высокий статус. Аналогично поддержаны и некоторые другие направления.

Наш округ выступил очень сильно. Из 12 вузов-победителей четыре в нашем округе. Это Самарский аэрокосмический (самолетостроение, информационные технологии), Пермский технический (летательные аппараты, нефтяное оборудование), Казанский технический (самолетостроение) и Нижегородский университет (радиолокация, нанотехнологии, информационные технологии, супервычисления и др.). Округ очень заметен, он получил треть всех вузов из семи округов.

Под обеспечение программ развития, которые вузы выдвинули на десятилетие, на первые пять лет им полагается по 1,8 млрд руб. каждому. В них не заложена зарплата. Деньги они получат в основном на оборудование и на повышение квалификации. Это очень мощные вливания, огромные средства. Уже в этом году, хотя осталось около двух месяцев, мы получили 250 млн руб. Правильно реализовать эти деньги совсем не просто. Надо успеть провести конкурсы поставщиков оборудования (ФЗ № 94) и до 20 января получить его, установить и оплатить.

Более того, каждый вуз должен вложить 20 проц. от этой суммы своих денег дополнительно. Так что присвоение статуса — это не лотерея, когда выиграл билет. Во-первых, по заслугам. Во-вторых, учитывается способность софинансировать 20 проц. И с национальным проектом точно так же было. Мы в тот проект вложили своих почти 150 млн руб. за два года. Покрасить забор — не засчитывается. Это деньги, которые пошли не на зарплату, а на создание помещений для лабораторий. Мы Интернет, энергетику новую туда провели, автоматику пожарную там создали. Плюс государство дало деньги на оборудование, и мы его туда поставили. В таких случаях считается, что вам дают удочку, а рыбу поймайте сами.

Участвовать в конкурсе на присвоение статуса могли все российские вузы. Но при этом видно, что среди 12-ти победителей 11 — это победители в конкурсе национальных проектов 2006-2007 годов. Только Московский авиационный вуз не был победителем в нацпроектах. Это и тогда были сильные вузы, и сейчас они сильные. Конкурс был очень жесткий. По поданным заявкам — больше 10 на место.

Мы брались быть передовиками в области информационных технологий, понимаемых широко. Это нанотехнологии, системы связи, сети, компьютеры, лазерные системы и т. д. И математические средства, включая супервычисления. ННГУ — один из ведущих в стране центров по супервычислениям. Кроме того, мы обещали разрабатывать тему: информационные технологии в гуманитарном знании. В мире это существует, а в нашей стране представлено слабо, но мы в состоянии развить такое направление. У нас, например, есть ситуационный центр для принятия решений в гуманитарной сфере — совершенно новая технология, и она поддерживается специальным оборудованием. Мы взялись все это улучшить, и под эту программу нам дали средства.

По неопубликованным сведениям, мы были в верхней тройке списка по результатам голосования.

— Уже прошел год, как вы стали президентом университета. Какие новые вершины открылись вам на новой должности? И, может быть, какое-то дно? О дне сейчас модно говорить в связи с мировым финансовым кризисом.

— Что касается дна вообще, то жизнь никогда не была простой. Но при этом Нижегород-ский университет никогда не ставил задачи выжить — он всегда развивался. Кто знает историю, его хотели закрыть и оставили без государственных денег в 1921 году. И тогда область взяла университет на свой кошт, был введен специальный налог. И только в 1925 году вернулось бюджетное финансирование. Его закрывали в 1930 году, создав в Н. Новгороде другие вузы, — политех, сельхозинститут, мединститут, архитектурно-строительный институт. Меньше чем через год университет восстановили. Ведь он с самого начала был соз-дан по инициативе местной власти и на деньги населения губернии. Государь-император денег не давал.

Мы всегда развивались, несмотря на все трудности. И понятие дна для нас всегда заменялось проблемой — что надо сделать, чтобы продвинуться в условиях форс-мажора. И мы всегда находили решения.

Теперь о введении в вузе президентского правления, когда есть ректор и президент. В стране много и неудачного опыта такой новации. А новое всегда трудно, оно никогда не бывает зрелым. В чем состоит отличие жизни, которая была в вузе до того, как стали появляться президенты? Вуз жил как некая самостоятельная институция, поставляя по распределению специалистов, или они сами трудоустраивались. В чем сегодняшняя особенность? Что требует национальный исследовательский университет? Что требует федеральный университет? Что требует правительство?

Вуз должен быть опорой региона. Он должен решать не только задачу подготовки кадров, но и давать научное обеспечение развития экономического потенциала территории, планировать социальное развитие, использовать специалистов для прогнозов и анализа всех ситуаций. И это означает, что в вузе, в его руководстве должны быть люди, которые систематически работают над взаимосвязью с регионом.

Декана для этого недостаточно, он ведет только один факультет. Ректор не может разорваться на все. Поэтому введение поста президента понимается нами как появление человека, который по согласованию с ректором содействует развитию связей вуза в регионе и в стране, чтобы повысить эффективность участия университета в национальном и региональном развитии. Вот в чем смысл поста президента в нашем понимании. Дело не только в том, что современный ректор высоко загружен и не может все объять. Есть еще и другие особенности. В президенты попадает, как правило, человек, у которого уже есть личные человеческие контакты и знание среды. Пройдет время, прежде чем новый ректор обретет все эти важные взаимосвязи.

Вот так мы понимаем роль президента вуза. Это участие в стратегическом развитии, в формировании планирования развития региона, участие в подготовке таких проектов, как национальный исследовательский университет и им подобных. Мы будем сейчас ставить вопрос о создании у нас в следующем году научно-образовательного центра в области супервычислений. И это тоже входит в круг задач президента.

При этом у ректора огромный объем оперативного управления, организация деятельности гигант-ского 50-тысячного коллектива, решение проблем с оборудованием. Одновременно ему приходится проводить работу по настройке людей на рыночное мышление. По согласованию с ректором президент может участвовать в решении некоторых из этих задач.

Будучи ректором, я не имел столько времени этим заниматься. А сейчас есть возможность часто выезжать в другие города, в Москву, участвовать в многочисленных совещаниях, развивать личные контакты в том числе и за границей. Одному ректору столь широкое поле деятельности при сегодняшних требованиях трудно реализовать. А делать работу ректора президенту не надо. Для этого есть ректор.

Возникновение новых задач и направлений деятельности характерно для вузовской системы страны в последнее время. Но вузы медленно проникаются пониманием этой своей роли. Но многие уже начали понимать. Мы во всяком случае очень это понимаем. Так же настроено и руководство области. И губернатором, и полпредом многократно говорилось о роли университета как важного компонента социально-экономического развития территории.

— Очевидно, теперь ваши связи с промышленностью, с экономикой Нижегородской области выйдут на новый уровень?

— Мы расширяем такие связи. Например, с Саровым подписано новое соглашение. Мы развиваем отношения с Академией наук, которая создала, как вы знаете, свой научный центр в Нижнем Новгороде. Мы являемся базовым вузом этого центра и я вхожу в его президиум. Планируем создание вместе новых структур. В новых условиях под новые возможности.

Промышленность потихонечку поднимается, и мы работаем как с конкретными предприятиями, так и с Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей в целом. Конечно, освобождение от очень большой оперативной работы позволяет теперь сосредоточиться с учетом опыта и связей на взаимодействии с НАПП. Это исключительно ценная общественная организация на нашей территории, объединяющая людей, занятых производством товаров и услуг. Теперь в Ассоциацию вошли и банкиры, и страховщики, компании самых различных видов деятельности, представители среднего и малого бизнеса, понимая, как важно быть вместе. Отчасти они все могут быть конкурентами на рынке. Но только единство обеспечивает победу. Нижегородская Ассоциация вносила много предложений и в правительство, и в другие структуры, она была политической опорой прогрессивных людей во время выборных компаний.

— Насколько председатель Общественной палаты Нижегородской области помогает президенту университета?

— Общественная палата — это очень важный инструмент участия в жизни региона. И это, конечно, расширяет и возможности университета. Приведу несколько конкретных примеров. Допустим, мы обсуждали проблему создания высокотехнологичных рабочих мест. Но при этом нужна экспертиза, как создавать такие места, где взять людей для них, какое перспективное направление выбрать. Университет может обеспечить такую экспертизу, тем более, что он очень тесно сотрудничает с Академией наук. И мы вместе такую экспертизу обеспечили.

Скажем, мы рассматривали в палате вопрос о суперкомпьютерном моделировании нашей промышленности. Привлекли к этому и ядерный центр из Сарова, “Теплообменник” и многие другие предприятия. Провели слушания на эту тему с участием московских представителей, таких как академик В. Б. Бетелин, директор института системных исследований РАН.

Мы приняли рекомендации. По этому вопросу ряд руководителей был у премьер-министра, в том числе губернатор В. П. Шанцев, академик Е. П. Велихов, руководитель “Росатома” С. В. Кириенко, ректор Московского университета В. А. Садовничий. Потом, как вы помните, президент страны был в Сарове, и одной из обсуждавшихся тем опять была эта — о суперкомпьютерном моделировании. Сейчас приняты меры по государственной поддержке развития такого моделирования. И в этой программе участвуем мы, Саров, нижегородские институты РАН. Это пример, когда Общественная палата была одним из инициаторов важных действий. Университет как эксперт принял в них участие. Это расширяет наши возможности.

Обсуждали вопрос о рабочей профессии. Ребята, которые заканчивают школу, сразу работать рабочими не готовы. Надо же станок с цифровым управлением знать, а такого станка даже в ПТУ нет. А просто подними да брось — такие рабочие не очень нужны. Поэтому поставили вопрос о создании поколения высококвалифицированных рабочих. Провели обсуждение, готовили его много месяцев. В нем приняли участие высокие представители руководства области и полпредства.

По нашему примеру было проведено окружное совещание. Решения палаты были рассмотрены губернатором, который создал рабочую группу для их реализации. В итоге была сформирована областная программа по реализации предложений палаты. Она была профинансирована областным бюджетом, пройдя через Законодательное собрание. Сейчас созданы 4 колледжа из бывших ПТУ, которые связаны с крупными предприятиями. Три из них выиграли конкурс в рамках национального проекта “Образование” и получили значительные деньги на развитие.

Чтобы делать такую работу, нужно иметь экспертов по всем областям знания. И мы эту возможность имеем. Задача университета — через использование интеллектуального потенциала способствовать развитию всего и вся: музеев, культуры, предприятий, образования. Такова его новая роль на территории. И в этом смысле связка Общественная палата — университет весьма эффективна.
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ