ПОИСК ПО САЙТУ


Студенческие волнения в РХТУ. История вопроса

2007-01-26 21:27:58

- Мам, пожалуйста, езжай к Ленке, а не ко мне! Меня все равно сейчас дома нет! Маша сидит в кофейне на Тверской, у нее разрывается от звонков телефон. Через час к ней в общагу приедет мама. А там, на общежитской кровати, разбросаны бумаги по суду. Про то, что дочь судится, Машина мама не знает. Весной, когда она случайно прочитала по локальной сети РХТУ, что Машу собираются обвинить в клевете, дочь маму успокоила – «никакого суда не будет».

- Ладно, приезжай! - сдается Маша. - Только не трогай бумаги на кровати…


14 ноября, у здания Тушинского районного суда

За час до начала заседания у здания суда тихо. Лишь трое молодых людей стоят и чего-то ждут.

– Пикет сейчас начнется, – успокаивает нас один из них, высокий белокурый юноша, который оказался пресс-секретарем движения «Россия молодая» Александром Калугиным. – Дело в том, что префектура округа запретила проведение пикета, а слушание перенесли на час. Но пикет сейчас будет. Придут студенты и с криками «Маша, мы с тобой» проводят ответчика до двери суда.

Через минуту к Калугину подходят новые журналисты. И он, непрерывно затягиваясь сигаретой, всем объясняет, что «сейчас, с криками, до двери суда».

– Кстати, небольшая ремарка, – Калугин обращается к нам. – Дело в том, что председатель профкома…

У Калугина звонит мобильник, и не договорив, он убегает за здание. Оказалось – кто-то сообщил, что за углом собрались милиционеры. Возвращается. Снова курит. - Так что там с председателем профкома?

– Да, вчера председатель профкома Колков отдыхал еще в Тайланде, – таинственным голосом произносит Калугин. – Вместо того, чтобы заниматься студентами, он в Тайланде. И неизвестно, будет ли сегодня на слушании дела.

Милиция на самом деле присутствует. Несколько человек в форме подошли ко входу в здание суда.

– У вас прекрасная возможность видеть, как нас задержат, – хмуро шутит Калугин. Вскоре со стороны проезжей части показывается процессия. Студенты, человек тридцать, идут, держа плакаты так, чтобы можно различить надписи. Милиция не реагировала.

– Так, давайте три раза по кругу пройдите под окнами, – командует Калугин. Студенты покорно пошли по кругу. Одной из первых идет девушка в красной дубленке с накинутым на голову капюшоном. Это и есть ответчица, Мария Варакута, из-за которой и поднялся весь этот сыр-бор…

«Профком не работает!»

Мария Варакута – студентка шестого курса факультета технологии неорганических веществ РХТУ. Весной в университете появилась инициативная группа студентов.

Ребята ходили по общежитиям, объясняли, что создается студенческий совет, собирали подписи, выбирали старост по этажам, потом старост корпусов и из них лидера новой организации. Лидером стала Варакута.

Со слов Марии, новая организация хотела оказывать помощь студентам, «которой не дает профком». Планировали заняться студенческим досугом, так как «в вузе недостаток молодежных мероприятий».

Конфликт начался с того, что на мероприятии, которое профком полагал «своим», члены студсовета вышли на трибуну и провозгласили свою независимость.

– Профком потребовал, чтобы студсовет вошел в его структуру, – рассказывает Мария. Студсовет не подчинился. Более того, на Всероссийском форуме по вопросам студенческого самоуправления, который проходил в апреле в МГТУ им.Н.Э.Баумана, в присутствии министра образования Андрея Фурсенко, Мария рассказала, «что творится в вузе». «Наш профком не в состоянии контролировать жизнь вуза и поэтому, вместо решения проблем учащихся все силы бросает на устранение конкурентов! – заявила с трибуны форума Варакута. - Финансовая деятельность профкома непрозрачна…»

Варакута наговорила на форуме столько обидных для профсоюзного комитета студентов РХТУ вещей, что после ее выступления глава профкома Сергей Колков подал на нее иск в суд «О защите чести, достоинства и деловой репутации». А заодно и еще один иск – на общероссийскую общественную организацию «Российский Союз Молодежи», которая организовала форум, где обидели профком.

14 ноября, у здания Тушинского районного суда

«В РХТУ 5400 студентов. Колков, ты не сможешь судиться со всеми!» – плакат с такой надписью держит Маша Варакута, идущая впереди колонны из тридцати человек. За нею плавно двигаются другие студенты. Перед глазами проплывают надписи: «Колков, всех не засудишь!», «Колков, занимайся студентами, а не войной!», «Маша, правда на твоей стороне!», «Сегодня Маша, завтра любой из нас!»

Кажется, митингующие молодые люди не привыкли к таким мероприятиям. Они несмело ступают и даже улыбаются. Их смущают то и дело щелкающие объективы. Сделав три круга, процессия останавливается. Маша выходит вперед сделать заявление для СМИ, студенты выстраиваются позади нее. К Маше тянется мохнатый микрофон телевизионщиков. Варакута отвечает на вопросы, и тут у нее срывается голос.

– Я уже начинаю загоняться, – Мария отворачивается от камеры. – Нет, правда, я уже устала!

В этот момент раздаются возгласы студентов: «Маша мы с тобой! Ты что! Давайте проводим Машу до здания суда!». И студенты двинулись вперед.

- Маша! Пожалуйста, зайди в дверь, мы снимем, как будто ты ушла, потом поговоришь! – вдруг подскочил к Варакуте человек с камерой.

Маша покорно зашла в здание суда, чтобы через две секунды вернуться к журналистам.

- Только не надо много меня показывать, - попросила она телевизионщиков.

- Да не бойся, это все в эфир не пойдет! – бодро ответили те.

Возле здания суда появляется председатель общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» Олег Рожнов.

– Суд должен понять, что мы не совершали никаких клеветнических заявлений, – произносит Рожнов и скрывается за дверью.

Началось слушание дела, и студенты зашли внутрь здания. Во дворе стихло.

«Это клевета, и ее нужно опровергнуть»

Герой студенческих плакатов, председатель профсоюзного комитета РХТУ Сергей Владимирович Колков, охотно поделился с нами по телефону своей точкой зрения на происходящее. По его словам, «конфликт с созданием студсовета вообще не при чем».

– Студенческий совет нашего университета только создается, – объяснил Колков. – Дело в том, что Мария Варакута входила в жилищно-бытовую комиссию профкома и должна была организовать положение о студенческом самоуправлении в общежитии. Она занималась организацией выборов самоуправления. На встрече с ректором Варакута представила якобы созданный студсовет РХТУ. Хотя об этом и речи не было. Я сказал, что двумя руками «за» студсовет, нет проблем! Но документов у Варакуты и ее соратников никаких не было. Мария согласилась со мной, сказала, мол, подумаю. Потом, видимо, ей посоветовали другое, и мы вынуждены были ее исключить из профкома.

РСМ (Российский союз молодежи – ред.) организовал клеветническое выступление Варакуты на Всероссийском форуме в апреле. Она говорила о «физическом влиянии профкома на студентов», о том, что структура профкома непрозрачна… Правда, сам Колков при этом выступления Варакуты не присутствовал, но «есть магнитофонная запись и свидетели».

– Мы подали в суд на Варакуту и на РСМ как организатора мероприятия, – рассказывает Колков. – И выдвинули требование: опровергнуть клеветническое заявление в каком-нибудь федеральном СМИ, поскольку форум был федерального значения.

– А правда, что вы приехали на слушание дела из Тайланда?

– Да, я был в командировке, так как работаю еще и в коммерческой фирме.

До победы

На слушании 14 ноября, перед которым митинговали студенты, истец (Колков) предложил ответчику (Варатуте) разойтись миром. Но Маша не согласилась. Она говорит, что намерена выиграть суд.

– Про работу профкома – это не только мое мнение! Я озвучила мнение студентов нашего вуза, и они могут это подтвердить! Профком не работает! – объясняла нам Маша уже после слушаний.

- А про физическое влияние ты действительно говорила на форуме?

- Говорила! Однажды я зашла в профком, и у меня из рук вырвали бумаги. Разве это не «физическое влияние на студентов»?

По словам Варатуты, на ее стороне все, включая преподавателей – но они «не могут об этом заявить открыто». Небольшое количество студентов, пришедших ее поддержать, Маша объяснила «учебным днем».

Выборы

Через три дня после слушаний в РХТУ прошли выборы в студсовет. Кандидатов на высокое звание председателя студсовета, кроме Марии Варакуты, оказалось несколько. Но сначала профорг органического факультета Галина Попова предложила собравшимся внести поправку в положение о Совете студентов и аспирантов. Суть поправки – запретить избираться студентам первых и шестых курсов (напомним, Варатута учится на шестом курсе). Решили голосовать по каждому курсу отдельно. После голосования объявили, что «шестой курс избираться не может»…

– У меня ощущение, что всех кандидатов разделили на Варакуту и нормальных, – прокомментировала происходящее Маша.

Рассказывают, что студенты вставали с мест, рвали избирательные бюллетени и уходили. Тем не менее, в результате выборов председателем стал студент-органик Максим Ощепков.

Однако на этом история не заканчивается. Всероссийский форум по вопросам студенческого управления отправил на выборы независимых наблюдателей из Москвы, Саратова, Мурманска и Волгограда.

– Там было много нарушений, информацию об этом мы намерены донести до министра образования и науки Андрея Фурсенко, – заявил нам после выборов один из наблюдателей Максим Мищенко, начальник штаба студенческих отрядов МГТУ им. Н.Э.Баумана. – Ректорат вместе с профкомом накинулись на девчонку и мочат ее. Это смешно!

В пресс-службе министерства образования, куда мы обратились за комментариями, о ситуации в РХТУ не знают. Попросили написать нас письмо с запросом. Но мы решили, что письма они получат и без нас.

Карина Болдеско, молодежный журнал «Василий»
Студенческая правда, Москва – 26 января 2007 г., 21.27
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ



Магазин света .
Стоимость проведения операций домашним животным, хирургическая .