ПОИСК ПО САЙТУ


В Академии им. Сечинова обсудили стратегию развития медицинского образования

2006-12-05 19:25:41

30 ноября сего года в стенах Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова произошло незаурядное событие. Впервые была проведена интерактивная конференция руководства академии во главе с ректором академиком РАН и РАМН Михаилом Александровичем Пальцевым со студентами, аспирантами, ординаторами и преподавателями академии. Тема конференции «Стратегия развития медицинского образования в России» была выбрана неслучайно, в этом году академия выиграла в непростом конкурсе инновационных проектов в рамках национального проекта «Образование» и уже преступила к конкретным шагам по реализации своей инновационной программы, одним из которых и стала интерактивная конференция.

Студенты, аспиранты, ординаторы и преподаватели впервые получили возможность напрямую обратится со своими вопросами к руководству академии, в свою очередь руководство академии получило возможность довести свою точку зрения на жизненно важные вопросы до столь широкой аудитории в режиме диалога. Конференция продлилась более часа, в ней приняло участие более 300 человек, было задействовано две аудитории, в которых находились студенты, аспиранты и преподаватели и зал заседаний ректората, в котором разместились ректор, руководство академии и представители СМИ.

Задачи конференции М. А. Пальцев сформулировал следующим образом: «сегодня задача нашей виртуальной конференции — это, во-первых, опробовать новые современные методы контактов и обсуждения вопросов, волнующих коллектив Московской медицинской академии в интерактивном режиме. И, во-вторых, мы хотели бы обсудить цели и задачи программы вместе с вами с тем, чтобы скорректировать их на будущее, чтобы уточнить те планы, которые нам предстоит реализовать в будущем году».

Во вступительном слове к собравшимся Михаил Александрович Пальцев особо подчеркнул, что «в этом году Московская медицинская академия достигла выдающегося результата, она победила в непростом конкурсе инновационных вузов и оказалась среди 17 российских ВУЗов, которые реализуют инновационные программы. Надо сказать, что в конкурсе участвовало в том числе и восемь медицинских вузов и у Московской медицинской академии был наилучший результат». Отвечая на вопрос о том, что конкретно помогло программе академии победить в этом конкурсе М. А. Пальцев в частности сказал: «По заключению экспертов, а я участвовал во многих совещаниях связанных с обсуждением выполнения этого проекта, наша программа носит наиболее глобальный характер и охватывает все стороны деятельности вуза. Что касается других медицинских вузов, в той степени в которой я мог с ними познакомиться, они были направлены на решение конкретных задач, например, создание нескольких лабораторий, переоборудование некоторых кафедр, а вот системного подхода, который продемонстрировала ММА, а именно создание некой глобальной модели современного вуза, вуза будущего — это и корпоративное управление и единое информационное пространство, практически полное переоснащение учебного процесса, создание серий тренинговых центров по подготовке кадров, создание систем дистанционного образования, такую систему практически ни один медицинский вуз предложить не смог.»

В своих ответах ректор академии довольно подробно рассказал собравшимся о тех конкретных шагах, которые академия планирует предпринимать в рамках инновационной программы, о том, на что конкретно в следующем году учащиеся и преподаватели могут рассчитывать. М. А. Пальцев в частности сказал: «первые результаты реализации инновационной программы будут доступны уже в будущем году. Прежде всего, будут расширены возможности пользования электронной библиотекой. Для слушателей системы пост-дипломного образования и для студентов старших курсов, мы думаем, будет доступна система дистанционного образования. Кроме того, и это очень важный вопрос, мы надеемся, что в учебных корпусах появится возможность Wi-Fi доступа в образовательное пространство ММА и таким образом будут облегчены контакты с информационными возможностями нашей центральной научно-медицинской библиотеки. Кроме того, практически на каждой кафедре вы встретитесь с новыми методическими разработками более современными и совершенными». Ректор рассказал студентам о новом проекте виртуальной операционной, который является инновационным не только для России, поделился планами относительно организации доступа для всех слушателей академии к мировым информационным источникам, к примеру, кохрановской библиотеке. Так же подробно описал не только эстетическую, но и практическую сторону создаваемых на базе реально действующих виртуальных музеев истории медицины, анатомического, паталого-анатомического. Особо же Михаил Александрович подчеркнул, что при составлении инновационной программы «Мы исходили из того, что студенческая аудитория, которая занимается в ММА одна из наиболее сильных и подготовленных сегодня в России и мы надеемся, что студенты станут нашими партнерами в выполнении таких вот крупных, глобальных задач., которые поставлены сегодня перед ММА.» Ведь современный студент, а особенно студент-медик, а в последствии и врач обязан в силу специфики своей профессии уметь пользоваться огромным количеством информационно-справочного материала, а также должен четко знать, где эту информацию искать.

Став во главе инновационного процесса в высшем медицинском образовании, академия готова оказывать помощь другим вузам. «Сегодня нет никаких закрытых вещей, никаких закрытых документов, полную информацию с нашего сайта может получить любой вуз России. Что касается помощи медицинским вузам, то мы можем и хотим помочь научить вузы, как двигаться в нужном направлении, но оказывать помощь „гуманитарного“ плана, то есть самим преподавать, что было, например, в отношении среднеазиатских и других вузов неправильно, а вот научить как мы конечно постараемся. И конечно же мы поможем тем, кто этого захочет.» — сказал М. А. Пальцев

У студентов вызывает живой интерес участие академии в Болонском процессе в своих ответах ректор подчеркнул, что процесс интеграции идет, но проходить он будет нелегко. К примеру, он напомнил собравшимся о том, что введение двух ступенчатой системы образования для ряда дисциплин, например, на лечебном и фармацевтическом факультетах неприемлемо, и эту позицию разделяет ряд европейских вузов — участников мальтийской декларации. В вопросе о статусе выпускника ММА за границей М. А. Пальцев заметил студентам, что никакая интеграция с европейской и мировой системой высшего медицинского образования не освободит выпускников ММА желающих работать заграницей ни от необходимости сдавать экзамен ни тем более от конкуренции со стороны медицинского сообщества выбранной страны пребывания. Интеграция призвана лишь повысить мобильность в выборе места обучения и тем самым предоставит больше возможностей продолжить свое образование. В рамках интеграции все вновь созданные программы будут проходить ответственную экспертизу. В декабре этого года ММА номинируется на создание центра по сотрудничеству со Всемирной Организацией Здравоохранения. Задачами этого центра будут гармонизация и экспертиза всех существующих планов и программ.

В обсуждении был также затронут вопрос о платности высшего образования в нашей стране. Вот как прокомментировал свою точку зрения ректор ММА  М. А. Пальцев: «Это вопрос очень сложный, он сейчас дискутируется в правительстве и в государственной думе и в ректорском сообществе. Ректорское сообщество, совет ректоров России, в который я вхожу, придерживается того, что высшее образование в России должно быть преимущественно бесплатным. Учитывая, то что сегодня это приоритет и потребность страны. Некоторые страны сегодня рассматривают вопрос о том, что бы высшее медицинское образование было на 100% бесплатным. Такие вопросы рассматривает сейчас Германия, Франция и некоторые другие страны Европы. Это связанно, прежде всего с тем, что понимание благополучия в этих странах связанно с эффективностью построения системы здравоохранения.» Уменьшение же числа бюджетных мест в системе высшего образования М. А. Пальцев назвал с политической точки зрения не совсем правильным и взвешенным решением.

Одним из важнейших вопросов для обеспечения качественной подготовки студентов академии был назван вопрос о недостатке клинической практике, и пока чиновники не могут определиться со статусом клинических больниц, именно инновационная программа ММА в части касающейся создания новых и дооснащения существующих «фантомных» классов призвана отчасти решить эту серьезную и наболевшую проблему.

На вопрос о том, какая из проблем в медицинском образовании сейчас стоит наиболее остро. М. А. Пальцев сказал, что это, прежде всего, катастрофическая нехватка квалифицированных фармацевтов в стране. «Сегодня Россия по обеспеченности фармацевтами занимает в Европе второе место с конца, самая плохая ситуация в Албании. И мы думаем, что та ситуация, которая складывается на фармацевтическом рынке, проблемы, связанные с организацией работы в больницах в значительной степени связанны с отсутствием квалифицированных фармацевтом. Ситуация конечно парадоксальная, она вызывает удивление у всего европейского сообщества, Всемирной Организации Здравоохранения, но Россия не реагирует, Россия не расширяет сеть фармацевтических школ, училищ, вузов, хотя в мире существует тенденция к увеличению количества фармацевтических кадров.» Вопрос этот не только количественной, но и качественной нехватки кадров, а косвенным подтверждением был назван недавний скандал с Фондом Обязательного Медицинского Страхования.

В ходе беседы ректор особо отметил, что в 2008 году ММА им. Сеченова исполняется 250 лет. С этого момента в России появилась высшая медицинская школа, т.е. Россия начала самостоятельно готовить врачей, чего не было раньше. До этого Россия готовила врачей в основном в Европе. Эта традиция началась со времен Петра  I. Довольно большое количество врачей рекрутировалось из Европы, и лечили они преимущественно господский класс, поэтому вопрос о 250-летии имеет и политическое значение. В марте — апреле будущего года предполагается открытие первой экспозиции в музее ММА, на которой будут представлены история ММА, а также современные технологии, использованные в академии. Затем в июне будущего года пройдет 15-ый Всероссийский съезд физиологов, посвященный 250-летию ММА. Основные торжества пройдут в 2008 году: планируется торжественное заседание в Колонном зале дома Союзов или Кремлевском дворце съездов, проведение ряда крупных конференций и т.д. Студенты тоже не останутся в обиде — для них планируется провести ряд специальных акций: студенческие вечера, капустники, различные театральные постановки.

К сожалению, лимит времени, выделенный на проведение конференции, не позволил ответить на все вопросы, которые накопились у аудитории (всего в подготовительный период было собранно более 100 вопросов от студентов, аспирантов и преподавателей), но, тем не менее, М. А. Пальцев пообещал собравшимся, что на большую их часть ответы будут даны и они будут размещены на информационном портале академии в сети Интернет.

В заключении М. А. Пальцев поблагодарил от лица руководства академии всех, кто принял участие в конференции и заверил собравшихся в том, что подобный формат общения будет использоваться и в дальнейшем.

Светлана Дорошенко
Сергей Михалев

Студенческая правда, Москва - 5 декабря 2006 г., 19.25 
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ



и получать информацию по каналу GPRS интернет