ПОИСК ПО САЙТУ


Новая жизнь Черемушьего

2006-10-16 12:47:16

В 1861 году в Англии проложили первую линию метро, а в России - отменили рабство. Освобожденная страна бурлит, стремительно индустриализируется, растет число городского населения. Теперь время для России  течет совсем иначе -  словно в сутках становится сорок восемь часов. Между тем, со сменой общественного строя уходит в прошлое целый жизненный уклад, пласт культуры - и крестьянской, и дворянской...

Сын и внук генерала, Сергей Александрович и Александр Сергеевич Меншиковы, словно стараются наверстать упущенное семьей время - усадебный комплекс приводят в порядок, дворец перестраивают заново. Но огромный удар по состоянию Меншиковых наносит отмена крепостного права и служебные неудачи Александра Сергеевича. На редкость бездарный военачальник, во время Крымской войны 1853-1856 годов он во многом способствовал развалу армии, чем навлек на себя позорную отставку и гнев Николая 1. В результате внук Меншикова вынужден продать усадьбу.

Разорившиеся потомки вельмож вынуждены продавать родовые усадьбы новым хозяевам жизни - разбогатевшим купцам, выбившимся из небогатых семей штатским чиновникам, разночинцам... В конце 1860-х годов владельцем Черемушек становится коммерческий советник В. И. Якунчиков. Деловой человек, он резко меняет характер села.

Вместо усадьбы вельможи Черемушки становятся одним из популярнейших дачных мест. Здесь теперь предпочитают проводить теплое время года семьи среднего достатка. Кроме того, в селе строятся и начинают работать многочисленные кирпичные заводы, в том числе и самого Якунчикова. Производство быстро растет - уже в 1890 году на заводе трудится сто рабочих. В начале 1890-х, уже во владении “наследников Якунчиковых”, в наймах состоит около трехсот рабочих и сто работниц.

Впрочем, былой резиденции Светлейшего князя повезло - дворец Меншикова, строго говоря, не перестраивался и сохранился почти в первозданном виде. Да и купцы конца XIX столетия все меньше напоминают героев Островского. Теперь они бреют бороды, пьют шампанское, вместе с женами бывают в театре, определяют дочек в гимназии, а сыновей - в университет... 

 После “безумного лета” 1874 года - массового хождения в народ - и в среде разночинцев и купечестве не утихают бурные дискуссии: по какому пути пойдет развитие русской деревни? Как искупить многовековую вину перед крестьянством?

Принято считать, что начало исследования народного творчества, ремесел, первый музей кустарных народных промыслов и связанные с ним художественно-ремесленные мастерские появились в Абрамцеве. А между тем факты и даты говорят иное...

Первый в России Кустарный Музей открылся в 1885 году у Никитских ворот (Никитский бульвар, 16). И это был не только выставочный зал и хранилище - там можно было увидеть работы мастеров, можно было их заказать. У кустарей покупались лучшие образцы их мастерства, им давались ссуды на покупку сырья. Предоставленный московским земством капитал в 15 тысяч рублей дополнялся собранными меценатами 18 тысячами. Неудивительно - Василий Якунчиков и Павел Третьяков были женаты на родных сестрах, Вере и Зинаиде Мамонтовых. Вероятно, увлечение народной культурой купивших Абрамцево Мамонтовых сложилось под влиянием атмосферы, царившей в Черемушках.

Поленовский кружок

Обе супружеские пары - Якунчиковы и Третьяковы - очень дружны и близки. Их отношения становятся еще теплее после свадьбы дочери Якунчиковых Натальи Васильевны с русским художником Василием Дмитриевичем Поленовым. Молодая супружеская пара поселилась недалеко от родителей, в Хамовниках, и продолжает поддерживать с родными жены самые тесные отношения.

Дом Якунчиковых  в Среднем Кисловском переулке (№6, ныне занят Государственной Академией театрального искусства, ГИТИС) славился прежде всего своими музыкальными вечерами. Но здесь постоянно бывали и художники - члены Абрамцевского кружка. “Обедал сегодня у Якунчиковых, а после обеда к папаше пришли три музыканта из оркестра и играли с ним квартеты Гайдна”, - отмечает в письмах В. Д. Поленов. Или - “папаша принимает ужасно горячее участие в моих этюдах и все спрашивает, можно ли с этих набросков сделать большую картину и какой именно величины”. 

Все три дочери Якунчиковых - Наталья Васильевна Поленова, Вера Васильевна Вульф-Якунчикова и Мария Васильевна Якунчикова тоже увлекаются живописью. Всех их объединяет интерес к обновлению средств искусства, его сюжетов, изобразительного языка, передаче средствами живописи человеческих чувств. Особенно талантливой художницей была Мария Васильевна Якунчикова. Особенный успех ей приносит участие во Всемирной выставке 1900 года в Париже. Западный критик восторженно пишет о происходящих в России “возрождении индустриальных искусств, которому с самоотверженностью и удивительной бескорыстностью служат такие художники, как М. Врубель, Малютин, Головин, мадемуазель Давыдова, мадемуазель Якунчикова и Поленова, повсюду господствует атмосфера искренности и покоряющей простоты”.

Именно в 1878 - 1879 годах, когда В. Д. Поленов часто бывает в Черемушках, из-под его кисти выходят такие шедевры, как “Московский дворик”, картина “Бабушкин сад” - полотно-гимн бесконечного разрушения и созидания, старости и юности, сменяющих друг друга вечно. По тропинке старого барского сада идет прелестная девушка в розовом, сопровождает старую барыню. В другой работе тех лет - картине “Заросший пруд” - опустевшая барская усадьба будто живет обособленной, сосредоточенно-созерцательной жизнью. Ушла в прошлое жизнь прежних владельцев, зарос и опустел парк, и в полнейшей тишине стоят вековые деревья, лишь берег пруда залит солнцем...

Да и в атмосфере самих Черемушек, по воспоминаниям современников, сохраняется что-то от “Вишневого сада”, что-то от Лопахина, пусть и женившегося на Варе и облагороженного ею. Хозяевам будто хотелось сократить размеры высоких огромных комнат - чайный стол был задвинут в угол, отгорожен от остального помещения огромными декоративными растениями в кадках. Хозяева требовали, чтобы большой самовар кипел всегда, и прислуга следила за этим неустанно. Случалось, как в старых усадьбах, гостей не отпускали в Москву, и они живали по нескольку дней в Черемушках.

Символ нового образа жизни

Социалистическая революция не внесла в быт села Черемушьего существенных изменений - через десять лет после Октября это обычное село с населением менее тысячи человек, еще через десятилетие - рабочий поселок, выросший почти в десять раз. Но пройдет еще двадцать лет - и Черемушки первыми войдут в городскую черту Москвы. Официально днем рождения нового района станет 14 марта 1958 года, и люди, поселившиеся там, сразу же получают отдельные квартиры - именно Черемушки впервые застраиваются знаменитыми “хрущевскими” пятиэтажками. Сегодня “хрущобы” стали символом бедности, самого низкого качества жизни, но нельзя забывать, что начала шестидесятых годов подавляющее большинство советских граждан проживало в бараках и коммунальных квартирах. К счастливчикам, получившим отдельное жилье, знакомые приходили как на экскурсию - посмотреть на свою, собственную кухню, ванную... Вновь Новые Черемушки первыми постигают достижения культуры, иного образа жизни - на этот раз городского.

Надежда СЕМЕНОВСКАЯ
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ



Кто знает: , фото.