ПОИСК ПО САЙТУ


Саратовский госуниверситет провёл выездной День открытых дверей

2010-10-29 16:40:43

Мероприятие проходило в городском Дворце культуры Ершова Саратовской губернии. С одной стороны в нем участвовала делегация университета во главе с ректором Леонидом Коссовичем, в которую вошли проректор по учебно-организационной работе Игорь Малинский, начальник управления дистанционного образования Центра открытого образования Наталья Иванова, начальник управления довузовского образования Татьяна Горюнова, деканы факультетов и директора институтов. Зрительный зал заполнили учащиеся старших классов пяти школ Ершова и ближайших сельских школ, их учителя и родители. Все выглядело как обычный День открытых дверей, с той только разницей, что не будущие студенты пришли узнавать о возможностях поступления, а сам университет приехал к ним, чтобы себя презентовать. Об этом пишет «Саратовская областная газета».

Какие интересы могут быть у национального исследовательского университета в городке, который без преуменьшения можно назвать глубинкой? Во втором по площади районе области — Ершовском — промышленность не развита. Специалисты с высшим образованием наверняка здесь не так востребованы, как в других районах и городах. Но все-таки СГУ поддерживает с Ершовом давнее сотрудничество. Единственный среди саратовских вузов, классический университет открыл здесь свое представительство, которое работает на базе средней школы № 2 уже десять лет.

— За эти десять лет мы прошли очень динамичный путь, который привел нас на вершину российской высшей школы. Перед нами государство ставит особую задачу: создать вуз нового типа, который будет готовить специалистов завтрашнего дня на мировом уровне, вуз, который будет определять развитие экономики страны. Среди 600 государственных вузов и большого числа коммерческих работает всего лишь 9 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов, в число которых мы входим и которые официально являются ведущими вузами России, — сказал во вступительном слове ректор Леонид Коссович.

— Как часто те, кто постарше, говорят: да, не туда я пошел, не ту дверь открыл! От того, правильно ли вы выберете свою профессию, будет зависеть вся ваша дальнейшая жизнь. Неправильный выбор профессии приводит к тому, что многие люди оказываются недовольны избранной сферой деятельности и, как следствие, уровнем и качеством своей жизни, уровнем профессиональной реализованности, своим душевным состоянием, — напутствовал своих бывших подопечных Сергей Чигирев, когда-то занимавший кресло, главное, что не директора 2-й школы, а теперь — первый заместитель главы администрации Ершовского муниципального района.

Выбор ершовским старшеклассникам представился огромный. Конечно, ознакомить за несколько часов со всем многообразием специальностей и возможностей для самореализации в университете невозможно. Из 16 факультетов и институтов на встрече присутствовали представители трех: декан юридического факультета, депутат областной думы Галина Комкова, директор института истории и международных отношений Татьяна Черевичко и декан биологического факультета Геннадий Шляхтин. Они рассказали о спектре специальностей, доступных на их направлениях, о необходимых для поступления экзаменах, проходных баллах. Несколько забегая вперед, упомянули и о самых интересных формах летней практики, которые ожидают будущих студентов. Начальник управления довузовского образования Татьяна Горюнова рассказала, что в университете действуют различные курсы подготовки к поступлению, в том числе ЕГЭ-практикумы.

Доступен нам берег турецкий

В то время, пока шла презентация факультетов, вопросы из зала уже поступали. Как выяснилось, присутствующих волновали самые разные вопросы, как общие («можно ли подавать документы на несколько специальностей?»), так и вполне конкретные, например, о размере стипендии. Понятен был интерес ершовских школьников к количеству бюджетных мест по некоторым группам специальностей. По словам проректора Игоря Малинского, есть тенденция к их сокращению. «В целом снижения количества бюджетных мест по сравнению с прошлым годом у нас в вузе не было», — сказал проректор.

Родители интересовались отсрочками от службы в армии, общежитиями, целевым набором. Малинский заверил, что всех иногородних первокурсников вуз заселяет в общежития. По поводу последнего вопроса проректор ответил, что университет сам устанавливает специальности, по которым производится целевой набор. При поступлении по целевому набору абитуриент сразу отдает в приемную комиссию оригинал своего аттестата. По закону на целевой набор должно быть выделено не больше 20 процентов всех бюджетных мест. Целевой набор ведется в СГУ на ряд специальностей, и прежде всего — педагогического направления. «Мы постоянно говорим министерству образования, что на педагогические специальности готовы набирать хоть 100 процентов по целевому набору. Будьте активны вместе с руководством района», — призвал выпускников ректор госуниверситета.

— Скажите, проходят ли студенты университета обучение в других странах по обмену? — поинтересовалась одна из школьниц.

— Мы уже проводили родительское собрание, и, к сожалению, на нем районы были представлены слабо, в основном пришли родители и дети из Саратова, — отвечал на вопрос Коссович. — В первый раз было много вопросов, аналогичных тому, который вы задаете. Видимо, слава о том, как мы проводим международную деятельность, идет по нашему региону и за его пределами. У нас очень большая международная деятельность. Мы только с университетами Америки, Европы, Азии имеем более пятидесяти договоров о стратегическом партнерстве. Эти договоры предполагают разные формы совместной деятельности. К примеру, филологи проходят стажировки на главной государственной студии Турции TRT. Сотни наших ребят работают летом в туристической компании «Тез Тур», это очень известный факт. Мы вместе с компанией добились того, чтобы родители, которые немного настороженно на это смотрят, не беспокоились за своих детей, а напротив, замечали, что их дети возвращаются из Турции взрослыми, целеустремленными людьми. После окончания университета мы посылаем наших аспирантов в Соединенные Штаты, Францию, Великобританию.

Однако, по словам ректора, в самом университете сейчас создаются не менее удобные условия для молодых специалистов. Нынешней осенью был открыт Дом молодых ученых на Рабочей, 12, где получили комнаты квартирного типа 105 сотрудников университета, среди них 7 докторов наук, 80 кандидатов наук, 8 аспирантов и 10 соискателей степени кандидата. По нынешним меркам это уникальный пример заботы университета о своих сотрудниках.

Будущие абитуриенты могли из первых уст узнать о том, что СГУ помогает своим выпускникам находить работу. Этим занимается Региональный центр содействия трудоустройству выпускников, причем, как свидетельствует статистика, весьма результативно: из 2 тысяч выпускников этого года на биржу труда встали только семеро. Одна из мам поинтересовалась, не занимается ли университет распределением выпускников, на что Малинский заявил, что необходимости в этой советской практике нет. У выпускников СГУ проблем с устройством на работу не возникает.

На вопрос, можно ли переводиться с факультета на факультет, Игорь Малинский сказал, что такое возможно, но не слишком приветствуется по той причине, что количество бюджетных мест ограничено. По-прежнему сохраняется возможность перейти с платной основы обучения на бесплатную, опять же при том условии, что найдутся вакантные места.

ХОРОШИЙ ВКУС ЕРШОВЦЕВ

Сотрудничество Саратовского государственного университета с Ершовом будет продолжаться. Руководство СГУ и администрации Ершовского района обменялись благодарностями, отметив друг друга за многолетнее развитие образования. Не обошлось и без сюрприза: малое предприятие «Лазурит», одно из первых, работающих на базе университета, подарило школе № 2 коллекцию минералов. Это недавно организованное малое предприятие специализируется на производстве таких коллекций для школ, но пока еще не приступило к их свободному распространению. Ершовцы получили из рук директора предприятия Алексея Жидкова первую такую коллекцию.

Школьники и их родители постарались воспользоваться возможностью общения с руководством вуза как можно активнее. Все-таки не каждый день в Ершов приезжают ректор и проректоры университета, от которых можно получить полную и авторитетную информацию. Судя по вопросам из зала, выпускники заинтересовались экономикой, биологией, физикой, нанотехнологиями и журналистикой. Можно утверждать вслед за Леонидом Коссовичем, что у потенциальных абитуриентов классического университета и впрямь хороший вкус. Словно горячие пирожки, разошлись свежие экземпляры газеты «Саратовский университет». Ершовцы еще долго не отпускали проректора Игоря Малинского уже после того, как собрание закончилось.

— Здесь всегда встречают с такой теплотой, дружелюбностью, и, честно говоря, отсюда приходит много хороших студентов. Мы понимаем, что не все могут выехать, не все могут посетить дни открытых дверей в Саратове, поэтому сами приезжаем. Это дань уважения Ершову, — признался Коссович.

— Мы не ожидали такого количества вопросов. Был очень живой интерес и большое разнообразие тем. У нас с Ершовом давние связи, поэтому местные жители к университету уже привыкли. Многие из ершовцев поступают в СГУ, — высказал свое мнение Малинский. — Здесь очень сильные выпускники. Сейчас критерий отбора достаточно объективный — единый государственный экзамен, поэтому школьники поступают и на естественнонаучные, и на гуманитарные специальности. У меня в управлении, например, работают двое выпускников мехмата из Ершова.

Ученики подшефной СГУ школы № 2 отвечали нам, что большинство из них будет пробовать поступать в классический университет. К слову, один из самых низких проходных баллов установлен сейчас на естественнонаучные направления, на физфаке и химфаке (150-160), а самый высокий — на гуманитарных факультетах: экономическом, юридическом, психологическом. Рекордным можно считать социологический факультет, который требует от абитуриентов 220 баллов.

НЕ ПОКИДАЯ ШКОЛЫ

Раньше преподаватели вуза наведывались в Ершов и другие районы чаще. Три года назад изменился закон, и им уже не приходится выезжать в отдаленные представительства для консультаций, встреч со студентами-заочниками, приема экзаменов. В этом университет видит не ограничение, а большой плюс: на основе представительств стало возможным создание широкой системы дистанционного обучения.

Теперь жители районов могут учиться в вузе, не выходя из дома. Через систему дистанционного образования Ipsilon 2.0, созданную в недрах СГУ, можно не только получать учебные материалы и задания от преподавателей. Можно общаться с другими студентами, а также участвовать в видеоконференциях, которые полностью заменяют присутствие на лекции в аудитории. Саратовские программисты выстроили в Интернете что-то вроде социальной сети, пользователями которой являются студенты и преподаватели. Это выгодно отличает данную разработку от других широко используемых в вузах и школах систем, где обучение проходит тет-а-тет между каждым студентом и преподавателем. Неудивительно, что Ipsilon получил главный приз в номинации «Корпоративные системы дистанционного обучения» на Всероссийском форуме «Образовательная среда-2010».

— Если изначально мы предлагали семь специальностей, то теперь круг их расширился до пятнадцати, — рассказала начальник управления дистанционного образования Наталья Иванова. — Технология дистанционного образования имеет огромные преимущества. В ершовской школе № 2 установлен компьютерный класс, для того чтобы могли выходить в сеть студенты, которые не имеют дома компьютера или которым интереснее выполнять задания в группе. В классе дистанционного доступа подключен высокоскоростной Интернет. Студентам нет необходимости тратить свои средства на оплату трафика. Все сделано для того, чтобы студент смог сам структурировать свое обучение и учился так, как ему удобно. С одной стороны, наша система минимизирует необходимость приезжать в вуз, а с другой стороны, приближает заочное обучение к очной форме.

Удобство системы состоит также в том, что все учебные и отчетные материалы систематизированы и, по сути, всегда находятся у студента под рукой. Ушли в прошлое стопки ксерокопий учебников и толстые тетрадки с лекциями. Определенные удобства система вносит и в преподавательскую работу. Преподаватель может отслеживать активность каждого студента в системе. Учебный курс разделен на месячные модули, в конце каждого из которых проходит электронное тестирование.

Успеваемость студента оценивается по рейтингу, который зависит от качества и количества выполненных требований. По словам Ивановой, цифра рейтинга действует на многих студентов как стимул. Психология социальной сети, где рейтинг определяет твое место и статус, играет здесь важную роль. Есть у заочников и электронная зачетка, правда, она не отменяет своего бумажного аналога.

В Центре открытого образования СГУ призывают не путать эту систему с так называемым тьюторством. Тьюторы — это, как правило, приглашенные преподаватели, которые не читают лекций, а просто ориентируют студента в море информации. В дистанционных программах участвуют практикующие лекторы СГУ, которые выкладывают в Интернет свои авторские курсы. Среди них есть не только молодые преподаватели, как правило, более мобильные и открытые для новых технологий, но и представители старшего педагогического поколения.

Если посмотреть по карте мира в Google Analytics (этот сетевой ресурс показывает статистику посещения сайта пользователями), география заходов на портал Центра открытого образования СГУ расширилась в последнее время до 130 городов. Заходят на сайт Центра пользователи из Европы, Америки, Азии, так что порой остается удивляться, откуда в этих отдаленных точках планеты узнали о дистанционной программе Саратовского университета.

ЦИТАТА

За эти десять лет мы прошли очень динамичный путь, который привел нас на вершину российской высшей школы. Среди 600 государственных вузов работает всего лишь 9 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов, в число которых мы входим и которые официально являются ведущими вузами России.
















ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
СЧИТАЕМСЯ