
Если ты против системы, то система становится против тебя. Это известное высказывание сегодня можно применить в отношении ректора Московского университета им. Ломоносова Виктора Садовничего. Его позиция по реформы образования уже не воспринимается в министерстве образования. Его критические замечания уже больше не слышны в стенах министерства образования. Однако для многих ректоров мнение Виктора Антоновича остается решающим.
После прихода г-на Фурсенко в правительство система образования оживилась – чуть не каждый день г-н министр озвучивал своим подчиненным, а заодно и средствам массовой информации идеи, от которых у большинства населения страны волосы на голове вставали дыбом. К счастью реформы, о которых грезит Андрей Александрович, до сих пор не претворены в жизнь.
Идея о введении на всей территории страны единого государственного экзамена родилась еще при предыдущем министре образования Владимире Филиппове, но с приходом Фурсенко стала почти основной и главной для всей образовательной системы. Тоже можно сказать о вступлении России в Болонский процесс, после которого большинство вузов страны станут элементарными ПТУ. Фурсенко заявлял о необходимости увеличить долю платного образования, после чего пресс-служба министра в экстренном порядке сообщала о неправильной трактовке речи г-на министра. Он озвучил идею о разделении всех вузов на три группы, в первой из которых несколько «привилегированных» будут получать полное содержание из бюджета, а остальные должны будут ждать подачки из госказны или от самих студентов. Чтобы получить статус привилегированного вуза, например, красноярские ректоры, например, пошли на беспрецедентный шаг – они объявили о создании общего университета.
Ректоры почти десятка крупных вузов страны говорят, что Фурсенко «конечно в чем-то прав, однако, полностью соглашаться с его позицией недопустимо». Андрей Александрович, наверное, убежден, что его реформаторские способности будут крайне полезными для самой системы образования, но его идеи не находят поддержки в обществе.
На фоне всех ректоров России белой вороной выглядит Виктор Антонович Садовничий, ректор МГУ. Этот человек, наряду с ректором Бауманского университета, продолжает отстаивать и защищать российскую систему образования от реформ г-на министра.
Храбрость Виктора Антоновича заключается в том, что он единственный ректор страны, отказывающийся от приема результатов единого гос. экзамена при поступлении в МГУ. Его храбрость заключается еще и в том, что голос Садовничего слышит вся страна, и любая реформа не может считаться общероссийской без участия в ней главного университета страны. Конечно, то, что делает и говорит ректор МГУ, у многих вызывает недовольство. Действия Садовничьего многим портят планы по реформированию российского образования.
В ответ на отказ принимать то, что приняли все, ему приходится держать удары извне. Недавно на канале ОРТ вышел сюжет, в котором рассказывалось о взяточничестве в МГУ при поступлении. Журналисты, вооружившись скрытой камерой, пытались стать студентами одного из факультетов Московского университета. Для этого они встретились с человеком, который представился как преподаватель политологии философского факультета. Он был готов помочь «абитуриентам» поступить на факультет за 30 тыс. долларов. Сюжет вышел в прайм-тайм, когда большая часть населения страны смотрят именно первый канал. Результат выхода этого расследования был однозначным – репутация МГУ была подмочена. Впрочем, в сюжете вскользь упоминалось о взяточничестве и в других вузах.
Этот репортаж произвел в МГУ эффект разорвавшейся бомбы. Ректорат в свою очередь начал служебное расследование, результаты которого появились уже через несколько дней. Согласно им, человек, выразивший готовность помочь при поступлении, преподавателем МГУ не являлся.
Обнаружить подставу удалось заместителю декана философского факультета Елене Брызгалиной. На следующий день после эфира она встретила в здании факультета человека, фигурировавшего в репортаже. Лжепрофессор был задержан службой безопасности университета и передан в руки сотрудников милиции. Как позже выяснилось, Владимир Русецкий действительно не являлся сотрудником Университета, однако раньше он преподавал на учебных курсах при МГУ, которые некоторое время назад стали самостоятельной негосударственной организацией, имеющей косвенное отношение к вузу. В настоящий момент преподаватель занимается репетиторством. Пользуясь тем, что факультетская охрана узнавала его и не требовала пропуск, Русецкий назначал занятия своим ученикам прямо в помещении 1-го гуманитарного корпуса, где и расположен философский факультет.
В милиции «эксперт» в области платного поступления написал чистосердечное признание, после чего был отпущен под подписку о невыезде. Теперь, судя по всему, Русецкому грозит уголовная ответственность за мошенничество. А Московскому университету несколько месяцев придется оттирать со своего имени грязь, оставленную журналистами первого канала.
Как позже стала известно «СП», генеральный директор ОРТ Константин Эрнст звонил ректору МГУ и приносил извинения, однако, опровергать в эфире распространенную клевету не стал.
Виктор Садовничий собрал пресс-конференцию, на которой заявил, что публикуемые данные о взятках в сфере российского образования нерепрезентативны. По его мнению, в общих оценках объема взяток находит место и "вклад родителей за дополнительное обучение своих детей, плата за различные курсы, учебники". "Я считаю неэтичным публиковать такие цифры, не доказанные, не имеющие под собой основания", - подчеркнул ректор.
Взятки давали всегда и везде. И не только в МГУ. В 2004 году взятки в престижные вузы выросли на 15 - 20%. Сведений на этот год пока нет, но можно быть уверенными, что тенденция эта будет нарастать. По данным мониторинга, проведенного совместно с Министерством образования, Высшей школой экономики и социологическими службами, общий размер взяток в 2003 учебном году за поступление в вуз составил более $300 миллионов. Каждый год эта цифра увеличивается на 7-10%. В прошлом году она выросла и за счет "конвертации" в евро.
"Поймать за руку" взяткополучателя (это и репетиторы, и преподаватели, и посредники) удается не всегда - это один из самых скрытых видов преступлений. В целом в России каждый год осуждают за взятки в среднем только около 20 преподавателей.
По данным опросов "потерпевших", в 2000 году сумма взятки при поступлении на юридические и экономические факультеты университетов колебалась от 12-15 тысяч долларов в столице, до 8-10 – в провинции; на гуманитарные факультеты университетов –от 6-12 тысяч долларов в столице, до 5-8 – в провинции; а на естественно-научные факультеты университетов – от 5-10 тысяч долларов в столице, до 2-5 – в провинции. В прошлом, 2004 году для экономистов и юристов сумма взятки составила 10-25 тысяч евро в столице и 9-22 тысячи долларов – в провинции; для университетских гуманитариев – 8-15 тысяч евро в столице и 8-12 тысяч долларов – в глубинке; а для естественников – 6-8 тысяч евро в столице и 3-5 тысяч долларов в провинции.
В связи с этим говорить об одном вузе, несмотря на то, что он главный, а мнение его ректора для многих решающее, недопустимо. Между тем, планомерная критика Садовничим фурсенковских реформ, по ходу начинает приносить результаты. Недавно министр заявил, что ЕГЭ не станет единственной формой проверки знаний - наряду с ним должны проводиться, например, предметные олимпиады. Фурсенко не добавил, что именно Садовничий последний год настаивает на этом.
Сейчас стороны – Минобразования и МГУ – похоже, взяли тайм-аут. Минобр, поддерживаемый ОРТ, не делает больше громогласных заявлений о предстоящих реформах. Ректор МГУ тоже не сильно критикует министра Фурсенко. Однако можно быть уверенным, что тайм-аут не будет долгим и завершится в течение ближайших двух недель, когда в вузы хлынет поток абитуриентов.
Александр КАЛУГИН
Далее