«Не удивляйтесь, если, прочитав книгу до конца, вы навсегда перестанете верить масс-медиа», — предупреждает популярный питерский писатель Илья Стогоff, сочинивший учебник желтой журналистики под названием «Таблоид».
«Не удивляйтесь, если, прочитав книгу до конца, вы навсегда перестанете верить масс-медиа», — предупреждает популярный питерский писатель Илья Стогоff, сочинивший учебник желтой журналистики под названием «Таблоид».
Сюжеты, собранные в «Таблоиде», стекались к Стогоffу на протяжении последних десяти лет, будто бездомные псы к помойке. «Упадет ли комета на Дворцовую площадь?». «Растут ли волосы у мумий?». «Что замуровано в памятник Пушкину?». Вот основные темы, о которых, по мнению автора книги, должен писать желтый журналист. Ну и, конечно же, не забывать поведать читателю о том, что «лесбиянки торгуют отравленной шавермой», «ежи-мутанты сожрали заключенного», а «в Ботаническом саду поймана шайка дендрофилов-лесников». Словом, обо всем, что можно высосать из пальца и жестяной банки пива «Балтика-номер-семь».
Тем не менее за подобной риторикой повседневности и бесшабашного резонерства тянется шлейф традиции. Стогоff всего лишь следует примеру Довлатова, собравшему и уморительно прокомментировавшему в книге «Компромиссы» свои журналистские материалы, опубликованные в кондово-советские времена. «Для петербургских масс-медиа стоит писать из соображений благотворительности, — узнаем мы из «Таблоида». — Для Москвы — из-за того, что основные деньги зарабатываются именно там. А для заграницы — потому что зная, что ты пишешь для заграницы, москвичи дадут тебе еще больше денег».
Проблеме борьбы с редакторами-занудами, а также дружбы с потенциальными спонсорами и работодателями и посвящен учебник Стогоffа. Читателю предлагается ряд материалов, из которых следует выбрать наиболее соответствующий реальности. В смысле, правдивый, а не написанный ради денег. «По идее, журналистика — это как зеркало: ничего от себя, — рассеивает читательские мифы автор. — По идее, журналисты не врут. На самом деле журналисты врут постоянно». И потом, друзья, все, что можно сказать, ведь давно уже сказано. И каждый новый текст — лишь полемика с предыдущим на ту же тему. И об этом тоже рассказывает «Таблоид».
Вообще же учебник Стогоffа незаменим для того, кто решил всецело отдаться журналистике. Не обязательно желтой. Например, в книге утверждается, что почти во всех сегодняшних редакциях день начинается с трех бутылок «Портера». А заканчивается, бывает, тем, что верстальщики забывают поставить в номер некоторые статьи, и газета выходит с белыми пятнами на полосе. Следует ли из этого, что данное издание — желтое? Конечно же, нет. Просто «журналисты мало зарабатывают и много пьют», не перестает печалиться Стогоff, «лишний раз вылезать из редакции им бывает лень, и куда проще выдумать факты, подтасовать мнения и тут же пропить полученную копеечку».
Сам автор книги, применяя вышеуказанную методику, умудрился стать лучшим журналистом Петербурга в 1999 году. Хотя, как сам утверждает, ничего особого для этого не делал: в основном употреблял алкоголь и старался вести себя так, чтобы все-таки не переставали пускать на порог приличных редакций. И что же? Подводя итоги своей журналистской карьеры, наш герой замечает, что принесла она около трех тысяч газетных заметок, подаренный неким рок-монстром плакат и ветер в кошельке. Ну и повод для духовного стриптиза, ясное дело. Кстати, свой учебник желтой журналистики Стогоff предлагает при желании разорвать на шпаргалки и сдавать по нему экзамены на журфаке. В принципе, извращение, но попробовать-то можно?
Данное произведение называется "учебником желтой журналистики". Автор даже рекомендует разорвать эту книжку на шпаргалки и сдавать по ней экзамены на журфаке. Честно говоря, не советую: преподаватели этого заведения - люди консервативные и верящие в какие-то идеалы. Помимо получения гонораров.
Книжка Стогоffа между тем построена как рядовая дипломная работа студента того самого журфака. Практикуется там подобная штука: если писать не о чем, то перепечатывай свои старые статьи, дополняй их некоторыми комментариями и сдавай. Такой метод позволил Стогоffу извести 238 страниц, на которых содержатся безумные просто-таки откровения. Пересчитать оные можно на пальцах одной руки:
1. Для написания текста нужно собирать материал, потому как "жизнь всегда интереснее вранья".
2. "Журналисты мало зарабатывают и много пьют".
3. "К интервью стоит готовиться". Как ни странно, собрание этих трюизмов вкупе с перепечатками на редкость нудных статей автора было издано тиражом в 8 тысяч экземпляров. До этого Стогоff написал романы "Революция сейчас!" и "Мачо не плачут", привлекательность которых исчерпывается заголовком, и "Камикадзе" - книжку, якобы предугадавшую события 11 сентября, но в свет вышедшую позже. Слово "спекуляция" в его адрес уже звучало не раз. В случае же с "Таблоидом" это слово и повторять было бы странно - как-никак, спекулировать на желтой журналистике - это уже извращение какое-то! Однако, знаете ли, не на этом г-н автор куш срывает. Он в финале печатает статью, будто бы оправдывающую всю его поденщину в дешевых листках или глянцевых журнальчиках. "Вот эта статья", - пишет Стогоff гордо, а далее рассказывает про улицу, по которой Христос шел на Голгофу. Не много, не мало. Что ж, Исус, наверное, за двадцать веков привык, что его именем оправдывают все подряд. Особенно часто это бывает с банальным бумагомаранием.
После нуднейшего "Мачо не плачут" и компилятивной "Революции сейчас!" Cтoгoff, которого стараются сделать культовым писателем, написал книгу "Таблоид" - о том, как он работал в газете. Ему кажется, что он тем самым навеки подорвал доверие читателя к журналистике. Книга хорошая, точная - ясно, что журналистика ближе, органичнее для Стогоffа, чем наркомания, алкоголизм и революция. Нужны две поправки: а) он написал не обо всей журналистике, а о таблоидной - о наиболее отвратительном и дешевом ее разряде; б) Cтoгoff совершенно напрасно думает, что чем-нибудь отличается от своих героев. Его книги - точно такой же таблоид, и сам он неотличим от пошляков, которых так блистательно изобразил. А впрочем, получилось отлично. Отвращение - лучший стимул для современного писателя.
Попалась недавно мне книжечка в чёрной обложечке. Написал ее чел по фамилии Стогоff. "Мачо не плачут", называется. Ничего не скажу, псевдоним (или фамилия?) и название сборника (или как это еще называется) удачны. С другой стороны, очень уж заинтересовало меня, а что же есть такое "современная русская литература" (это мне продавец так книжку эту отпрезентовал). Прочел и не понял. Толи человек (автор) издевается, то ли я уже стал старым, больным и никчемным. Или совсем все запущенно. Два с половиной сантиметра толщины переплета полнейшей, уродской чернухи. Темы и события одни и те же. Стиль - что-то между дешевой статьёй в "СПИД-Инфо" и дневниками старшеклассника, брутальность которого давно вышла из-под контроля. Когда я читаю Лимонова, я хотя бы представляю, откуда ЭТО вытекло. Детерминация налицо. Когда я читаю Стогоffа, я не понимаю, ОТЧЕГО это и ДЛЯ КОГО это.
Я понимаю желание Стогоffа быть Ирвином Уэлшем. Чувак, ты не Ирвин Уэлш! И не пытайся им быть, не выйдет.
Так где ж она, литература русская, современная?
Подскажите...
А я вот взял вчера и купил себе несколько книжек. Среди них и обсуждаемый СТОГOFF ИЛЬЯ " Мачо не плачут". Что я вам скажу… Да ничего не скажу. Прочитаю и отвечу.
Илья СтогOFF
Написано: АНГЕЛ Дата: 2005-07-18 04:07:15
Да нихера вы не всосали , малолетние ублюдки !
|
Написано: Delirium Дата: 2005-06-18 22:26:19
А-а-а!!!Ничерта не соображаю!!!Надо реферат писать по использованию метода маски!!!!!!!!!КОШМАР!!!!!!!!!!!!!
|
Далее